На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Психологическое изучение детей с особенностями психофизического развития в рамках деятельности психолого-медико-педагогической комиссии
Психологическое изучение детей с особенностями психофизического развития в рамках деятельности психолого-медико-педагогической комиссии
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология
Индекс материала
Психологическое изучение детей с особенностями психофизического развития в рамках деятельности психолого-медико-педагогической комиссии
Критерии оценки показателей психического развития при проведении психолого-медико-педагогического обследования
Рекомендации по даполнению протоколов и составлению заключений по результатам обследования детей с особенностями психофизического развития
Все страницы

1 Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии


Одной из задач центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее ЦКРОиР) является своевременное выявление лиц с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования, для этого создается психолого-медико-педагогическая комиссия (далее ПМПК).


Основными принципами организации деятельности ПМПК являются:
1) гуманизм (своевременное создание каждому ребенку необходимых условий максимального развития способностей, глубокое и внимательное изучение ребенка, поиск путей и средств для преодоления трудностей);
2) комплексность (учет данных, полученных при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами);
3) всестороннее и целостное изучение ребенка (исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения; под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребенке: данных об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния);
4) изучение ребенка в процессе его деятельности (учебной, трудовой или игровой; методы и материалы, используемые при изучении ребенка, должны быть максимально индивидуализированы с учетом возрастных и характерологических особенностей);
5) принцип динамического изучения детей (при изучении важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении: изучение «зоны ближайшего развития» детей, их потенциальных возможностей в обучении);
6) принцип качественно-количественного подхода при оценке выполненного ребенком задания (учет не только конечного результата, но и способа решения задачи).
Организация деятельности ПМПК определяется Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, утвержденном Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.08.2011 года№ 233 и другими документами.


Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развитияо.
Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:
♦ выписка из медицинских документов;
♦ медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия / отсутствия психиатрического учета);
♦ педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок.


В ходе психолого-медико-педагогического обследования устанавливаются структура и степень тяжести физического и (или) психического нарушения у ребенка в соответствии с психологической классификацией путем:
• изучения характера протекания психических процессов и сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка;
• выявления вторичных по своей природе нарушений, которые могут быть причиной трудностей в обучении, определяются их причины;
• определения соответствия (или несоответствия) актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения условно нормативному развитию;
• оценки уровня освоения содержания образовательных программ и сформированности основных социальных навыков;
• определения путей компенсации имеющегося нарушения, потенциальных возможностей и перспектив для интеграции ребенка в общество. Таким образом, деятельность ПМПК направлена на выявление индивидуальных характеристик психического развития при различных вариантах дизон-тогенеза. Результатом обследования является определение образовательного маршрута, соответствующего психофизическим возможностям ребенка.


Результаты психолого-медико-педагогического обследования заносятся в протокол обследования, который подписывается руководителем ЦКРОиР, членами комиссии. Комиссия после коллегиального обсуждения результатов психолого-медико-педагогического обследования составляет заключение ЦКРОиР, содержащее:
> описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;
> рекомендации об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании коррекционно-педагогической помощи или о создании ему специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования.


На заключении ЦКРОиР в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по образовательной программе специального образования.
Методические рекомендации по использованию психолого-педагогического диагностического инструментария в работе психолого-медико-педагогических комиссий от 06.04.2006 года №И-08-12/97 определяют перечень диагностического инструментария, как обязательного минимума диагностических методик, используемых в работе ПМПК (приложение 2). Использование данного минимума методик психолого-педагогической диагностики позволяет получить качественные и количественные характеристики объекта исследования, которые находятся во взаимосвязи. Отсюда следует необходимость применения при диагностике многих методик, обеспечивающих сочетание количественных и качественных показателей развития. Получение качественно-количественных характеристик различных составляющих психического развития способствует пониманию структуры познавательной деятельности и ведущего фактора, лежащего в основе индивидуальных особенностей.
При подборе необходимого минимума диагностических методик учитывалась необходимость определения у ребенка в ходе обследования не только актуального уровня развития, но и его потенциальных возможностей [18].
Применение стандартизированных методик требует высокого профессионализма и осторожности. Тестовое обследование носит жестко унифицированный характер, что проявляется в стандартном предъявлении инструкции, времени выполнения задания, качестве стимульного материала и др. Параметры стандартов (форма, скорость подачи инструкции, ее содержание) соотнесены с возможностями «нормы». Поэтому ребенок с выявленным нарушением развития попадает в несоответствующую его возможностям ситуацию. В этом случае стандартные характеристики могут изменяться с целью обеспечения адекватных условий особенностям ребенка. В некоторых случаях необходимо дополнительное взаимодействие с ребенком, предоставление перерыва. В ситуациях, когда вносятся изменения в стандарт, нельзя индивидуальный результат соотносить с имеющимся в тесте нормативом.
Таким образом, стандартизированные методики в работе могут использоваться с определенными ограничениями, в виде вспомогательного средства при ведущей роли наблюдения, обучающего эксперимента и качественного анализа полученных данных.
Одним из важных вопросов в практике деятельности психолого-медико-педагогической комиссии - эффективность ее работы. Так, в «Методических рекомендациях по организации мониторинга качества специального образования в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», утвержденных в 2009 году, определены следующие критерии качества диагностической работы и ее результатов:
Устанавливается наличие:
3.1.1. графиков работы психолого-медико-педагогической комиссии;
журнала предварительной записи на психолого-медико- педагогическую комиссию;
3.1.2. журнала учета детей, прошедших психолого-медико-педагогическое обследование;
3.1.3. журнала учёта детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи;

3.1.4. протоколов психолого-медико-педагогического обследования;
3.1.5. согласия родителей с заключением ЦКРОиР;
3.1.6. диагностических методик и дидактического материала;
3.1.7. материалов для проведения скрининг-диагностики с целью выявления детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи;
3.1.8. картотеки, содержащей данные первичного учёта детей с
ОПФР;
3.1.9. своевременность выявления детей с ОПФР с учётом данных анализа возраста вновь выявленных детей с ОПФР в течение года (количество детей в возрасте до 3 лет; с 3 до 7 лет; старше 7 лет);
3.1.10. охват детей с ОПФР специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью от общего числа детей с ОПФР в % выра
жении, состоящих на учёте в банке данных.


Изучается:
3.1.11. полнота отражения сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка в содержании психолого-медико-педагогического заключения ЦКРОиР (исключение шаблонности и формальности);
3.1.12. полнота данных протокола психолого-медико-педагогического обследования и соответствие результатов диагностики выработанным рекомендациям;
3.1.13. систематизация и упорядоченность документов и материалов по результатам проведенного обследования;
3.1.14. комфортность условий для осуществления диагностики;
3.1.15. психологическая культура и профессионализм членов психолого-медико-педагогической комиссии;
3.1.16. разнообразие предоставляемых образовательных услуг;
3.1.17. оптимальность сети специальных учреждений образования и структур интегрированного профиля, обеспечивающих реализацию права детей с ОПФР на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями;
детей
3.1.18. степень удовлетворения образовательных потребностей с ОПФР и их родителей.



2 Особенности и алгоритм проведения процедуры психолого-медико-педагогического обследования в рамках деятельности психолого-медико-педагогической комиссии


Обследование ребенка на ПМПК не может быть механической суммой обследований конкретных специалистов с неизбежным дублированием некоторых этапов и представляет собой качественно иную технологию. ПМПК работает как единая команда специалистов, коллегиально планирующих обследование ребенка и формирующих коллегиальное заключение. Такой подход требует совмещения принципа деятельности независимых высокопрофессиональных экспертов с умением принимать единое согласованное решение. Окончательное решение формулируется как коллегиальное заключение с содержащимися в нем рекомендациями.
Необходимым условием при осуществлении диагностики является создание комфортной среды: освещение, звуковой фон, качество мебели, организация пространства, удобное размещение необходимых материалов. Удобная функциональная мебель и мобильная предметно-развивающая среда позволят быстро трансформировать пространство с учетом возраста ребёнка и характера его нарушения.
Процедура обследования должна быть адекватной возможностям ребенка с особенностями психофизического развития по характеру стимуль-ного материала и последовательности его подачи.
На результаты обследования также оказывает влияние личность взрослого, проводящего диагностику. От его профессионализма, манеры поведения зависит создание благожелательной атмосферы, установление контакта с ребенком, снятие у него тревожности и неуверенности.
Категорически не допускаются какие-либо комментарии или оценки со стороны специалиста, проводящего обследования, обращенные не только к родителям, но и к коллегам, присутствующим на обследовании. Более того, следует корректно пресекать все негативные оценочные характеристики родителей в процессе обследования.
В процессе обследования необходимо поддерживать положительный контакт с ребенком. В случае любого выполнения задания нужно позитивно оценивать усилия ребенка короткими фразами: "молодец", "у тебя получается". В процессе обследования допускаются короткие не выраженные поощрения со стороны родителей.
Процедура обследования ребенка на ПМПК требует одновременного участия всех специалистов в форме супервизии. Все специалисты являются наблюдателями последовательных этапов обследования ребенка одним ведущим специалистом, владеющим комплексными методиками обследования, с возможностью дообследования каждым из запланированных. Такая технология дает возможность экономии времени и повышения качества обследования.



В некоторых случаях возможна и такая форма обследования, когда с ребенком работают несколько специалистов одновременно (последовательно, друг за другом). Это зависит от задач исследования, особенностей конкретно сложившейся ситуации.
Организация проведения психолого-педагогического обследования предусматривает:
• формулирование диагностической гипотезы;
• составление плана проведения обследования (выбор диагностических методик, определение количества заданий, порядка и формы их предъявления);
• определение способов фиксации получаемых данных;
• определение методов анализа и обработки полученных результатов;
• оформление и представление первичных результатов обследования при необходимости с интерпретацией (в виде текста, таблицы, графика и др.).
В некоторых случаях, когда состояние ребенка не позволяет ему выполнить весь объем заданий, например, при синдроме раннего детского аутизма, тяжелой степени умственной отсталости процедура обследования либо модифицируется, либо основной упор делается на методах наблюдения, анкетирования родителей и сбора анамнестических данных.
При проведении обследования рекомендуется, чтобы ребенок находится не через стол от психолога, а рядом или сбоку. В этом случае контакт устанавливается быстрее, общение легче.
Конечной целью психолого-педагогического обследования является получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка с особенностями психофизического развития. Результаты обследования познавательных и эмоционально-личностных характеристик ребенка обсуждаются специалистами психолого-медико-педагогических комиссий и дают возможность определить программу обучения и воспитания, специальные условия, средства помощи, адекватные потенциальным возможностям ребенка.


Критериями адекватности процедуры и продолжительности обследования являются:
- наличие контакта обследующего с обследуемым ребенком;
- доступность, результативность, успешность деятельности ребенка в процессе обследования с учетом необходимых мер помощи;
- своевременная компенсация состояния ребенка или прекращение обследования при возникновении по ходу обследования психосоматических, выраженных нейродинамических, невротических, психопатических или психотических расстройств;
- исключение психотравмирующих и неэтичных ситуаций при решении вопроса о присутствии родителей (законных представителей) при обследовании ребенка;

- возникновение у родителей/ законных представителей доверия к специалистам ПМ1Ж, готовность воспринимать коллегиальное заключение и следовать рекомендациям ПМПК.


Обследование детей в ПМПК обычно начинается с изучения сопроводительной документации (медицинские карты, характеристики) и продуктов деятельности (тетради, рисунки и т. п.).
Врач знакомит членов комиссии с имеющейся медицинской документацией: анамнезом, заключениями специалистов, лабораторными данными и др.; обращает внимание на имеющееся у ребёнка снижение слуха или зрения и т. п. В этих случаях дефектолог заранее может подобрать соответствующий материал для обследования.
В свою очередь педагог-психолог, познакомившись с педагогической документацией, сообщает членам комиссии о существенных особенностях, которые следует учитывать как при установлении контакта, так и в процессе обследования.
Изучение характеристики позволяет определить пути выявления тех качеств и свойств психической деятельности, которые в большей мере указывают на состояние ребёнка и требуют уточнения.
Диагностическому обследованию принадлежит основная роль в получении сведений об уровне интеллектуального развития, эмоционально-личностных и индивидуально-психологических особенностях. Основная цель психологического обследования - выявление особенностей развития ребенка, а также потенциальных возможностей, с помощью которых можно компенсировать отклонения в развитии.
Психолого-педагогическая диагностика традиционно опирается на положение о том, что каждый тип нарушенного развития характеризуется свойственной только ему структурой. Внутри каждого типа нарушения развития наблюдается многообразие проявлений, особенно по степени выраженности. Клинико-психологические характеристики отклоняющегося развития весьма вариабельны, они модифицируют проявления возрастных и индивидуальных свойств ребенка.
В связи с этим при обследовании детей с ОПФР (даже одной возрастной группы) невозможно использовать один и тот же стандартный набор методик. Каждый раз, планируя обследование ребенка, специалисты вынуждены проводить отбор наиболее адекватного диагностического инструментария. Таким образом, построение психолого-педагогического обследования ребёнка с ОПФР должно отличаться разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет правильно квалифицировать разные нарушения и их соотношения.
Правильный выбор апробированных диагностических методик, сочетание различных методов психологической диагностики со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности детей будут способствовать повышению эффективности диагностического процесса, предупреждению ошибок при выявлении причин трудностей в обучении и определении уровня познавательного и личностного развития ребенка.
Выбор той или иной психолого-педагогической методики в каждом конкретном случае зависит от целей и задач проводимого обследования, возраста ребенка и присущего ему ведущего вида деятельности, а также имеющегося у ребенка нарушения развития, социального фактора и др.
Обязательным этапом диагностической работы является выработка обобщённого представления о сущности выявленного у ребёнка нарушения развития, квалификация его актуального состояния, прогноз развития, составление обоснованного заключения об организации образовательного процесса.
После изучения проводится коллегиальное обсуждение и вырабатываются рекомендации родителям о дальнейшем образовательном маршруте, готовится заключение.
Родителям ребенка (лицам их замещающим) в доступной форме разъясняется, по какой образовательной программе предполагается дальнейшее обучение ребенка, какие условия необходимы и должны соблюдаться. После этого один из родителей (лицо его заменяющее) ставит свою подпись в заключении о согласии (не согласии) с заключением ЦКРОиР и его рекомендациями.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.