На главную Саморегуляция Способы саморегуляции Медитация и дыхательные практики как способы снижения уровня стресса у студентов в экзаменационный период
Медитация и дыхательные практики как способы снижения уровня стресса у студентов в экзаменационный период
Саморегуляция - Способы саморегуляции

Красных К.О.
Научный руководитель: Скорынин А.А.

Под медитацией традиционно понимается целый ряд психологических практик, которые являются неотъемлемой частью многих духовнорелигиозных и оздоровительных систем (йога, дзен-буддизм и др.). Суть медитации состоит в «самовоздействии» человека на собственное психическое состояние, мысли, чувства. При этом в процессе медитации достигается особое состояние сознания, которое не относится к бодрствованию, сну или гипнотическому трансу (Филатова, 2015). Использование медитации позволяет достичь состояния внутренней сосредоточенности, «очистить» разум, лучше ощутить свое тело, управлять своим психическим состоянием (Степина, Покровская, 2020).


Техника медитации включает в себя, как правило, три основных этапа: расслабление, сосредоточение и собственно медитативное состояние. Сосредоточение представляет собой концентрацию внимания человека на различных объектах или процессах: звуках (мантрах), зрительных образах и просто на собственном дыхании. При этом следует отметить, что дыхание, хотя и является физиологической функцией организма, в значительной степени поддается сознательной регуляции. Можно отметить, что в рамках восточных оздоровительных практик медитация успешно сочетается с дыхательной гимнастикой.
Дыхательная гимнастика - это упражнения, нацеленные на расслабление мозга и тела путем активации дыхательной системы. В целом дыхание - один из лучших способов снизить стресс в организме.
Глубокое дыхание посылает мозгу сигнал успокоиться и расслабиться. Затем мозг отправляет этот сигнал телу. Когда человек находится в состоянии стресса, наблюдаются учащенное сердцебиение и дыхание, существенно повышается артериальное давление. При систематическом переживании стресса подобные физиологические проявления могут приводить к развитию психосоматических расстройств. Используя правильные практики дыхания, можно управлять состоянием психики и тела, снижая тем самым вероятность развития негативных последствий для здоровья человека (Staff, 2020).
Как духовная практика, медитация имеет тысячелетнюю историю. Однако предметом исследования в рамках медицинских и психологических наук медитация и ее эффекты становятся только во второй половине ХХ века, что в немалой степени обусловлено запросами практики. Ускорение ритма жизни, процессы урбанизации и информатизации повышают потребность человека в релаксации, снижении уровня стресса, а также в развитии навыков управления своим психическим состоянием. Одним из первых исследователей, изучавших воздействие медитации на организм человека, был кардиолог Герберт Бенсон из Гарвардской медицинской школы. По данным его исследований было выявлено, что даже самая упрощённая форма медитации оказывает положительное влияние на здоровье человека (Неповинных, Солодовник, 2019).
Интересны данные, полученные в ходе исследований психического состояния студентов в период экзаменационных сессий. Так, по данным Л.А. Неповинных, тревога и стресс у студентов в период экзаменационной сессии связаны в основном со следующими факторами: «эффект неожиданности» на экзамене, страх перед педагогом, недостаточный уровень подготовленности, время ожидания самого дня экзамена (Неповинных, Солодовник, 2019).
В исследовании В.Н. Кремневой (Кремнева, Соловьева, 2018) приняли участие 62 студента 1 курса (48 девушек и 14 юношей). На предварительном этапе исследователи отобрали 3 наиболее распространенные дыхательные методики. В первую методику были включены три простых упражнения на основе брюшного и полного дыхания. Две другие выбранные методики - это известная авторская методика дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и дыхание по системе йоги. Проанализировав результаты, исследователи отметили, что все участники эксперимента замечали головокружение в первые дни занятий, однако в дальнейшем данное побочное действие уже не наблюдалось. Кроме того, большая часть принявших участие в эксперименте студентов отметили, что благодаря насыщению головного мозга кислородом мыслительный процесс протекает легче, «голова становится ясной». Испытуемые также подтвердили, что дыхательная гимнастика по системе йоги помогает успокоиться, стабилизировать эмоциональное состояние.
Результаты исследования Фармацевтического колледжа Университета Род-Айленда (Lemay, Hoolahan, Buchanan, 2019) показали, что студенты испытали снижение уровня стресса и беспокойства после завершения шестинедельной программы йоги и медитации перед выпускными экзаменами. Результаты показывают, что применение практики медитации хотя бы раз в неделю может снизить стресс и тревогу у студентов колледжа.
Результаты исследования влияния медитации и дыхательных практик на студентов бакалавриата в престижном университете Пекина показали, что практика йоги с акцентом на дыхание более эффективна, чем практика с акцентом на медитацию, так как студенты из данной группы сообщили о значительном повышении внимательности и значительном снижении стресса, имели более высокую работоспособность, в то время как студенты из группы йоги, ориентированной на медитацию, сообщили о значительном уменьшении намерения работать (Qi et al., 2020).
В большинстве рассмотренных нами отечественных и зарубежных исследований было показано, что медитация действительно снижает уровень стресса, повышает степень релаксации и способствует самосовершенствованию. Можно сделать вывод о том, что данные способы саморегуляции действительно не только эффективно помогают снижать уровень стресса и тревоги у студентов, вызванных по разным причинам, но и положительно влияют на процесс и результаты учебной деятельности, повышая концентрацию внимания и увеличивая интеллектуальную работоспособность. Проведенный нами обзор результатов исследований может служить основой для планирования дальнейшей экспериментальной работы по изучению влияния медитативных и дыхательных техник на психическое состояние студентов.


Библиографический список
1. Кремнева В.Н., Соловьева Н.В. Возможности дыхательных техник для снижения стресса у студентов в предэкзаменационный и экзаменационный период // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 5-1. С. 59-61.
2. Неповинных Л.А., Солодовник Е.М. Медитация - как эффективный метод борьбы с переживаниями и стрессовыми состояниями // E-Scio. 2019. № 7(34). С. 360-371.
3. Степина Д.Д., Покровская А.В. Как практика медитации влияет на уровень стресса // StudNet. 2020. Т. 3. № 10. С. 146.
4. Филатова А.Ф. Медитация и личностное развитие // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 2(6). С. 70-74.
5. Bamber M.D., Schneider J.K. Mindfulness-based meditation to decrease stress and anxiety in college students: A narrative synthesis of the research // Educational Research Review. 2016. V. 18. P. 1-32. DOI: 10.1016/j.edurev.2015.12.004
6. Lemay V., Hoolahan J., Buchanan A. Impact of a yoga and meditation intervention on students' stress and anxiety levels // American journal of pharmaceutical education. 2019. V. 83(5). P. 747-752.
7. Qi X., Tong J., Chen S., He Z., Zhu X. Comparing the Psychological Effects of Meditation- and Breathing-Focused Yoga Practice in Undergraduate Students // Frontiers in Psychology. 2020. V. 11:560152. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.560152
8. Staff H. Stress Management: Breathing Exercises for Relaxation // University of Michigan Medicine. 2020.

Источник: Системное исследование индивидуальности растущего С 34 человека как субъекта образования : матер. Всерос. с междун. участ. науч.-практической. конф. «XXXVI Мерлинские чтения - 2021» (16 декабря 2021 г., Россия) / ред. кол. А.Ю. Калугин, Д.О. Смирнов, А.Н. Дресвянкина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2022. - 3,0 Mb. - 1 электрон. опт. диск (CD ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК, процессор Intel® Celeron® и выше, частота 2.80 ГГц; монитор SuperVGA с разреш. 1280x1024, отображ 256 и более цветов; 1024 Mb RAM; Windows XP и выше; Adobe Reader 8.0 и выше; CD-дисковод, клавиатура, мышь. - Загл.: с титул. экрана. - Текст (визуальный) : электронный.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.