На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Методические указания по выполнению заданий производственной практики
Методические указания по выполнению заданий производственной практики
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Методические указания по выполнению заданий производственной практики
Задания по выполнению организационно- управленческих функций в ДОО в качестве стажера заведующего
Все страницы

Методические указания содержат рекомендации студентам по выполнению заданий практики на каждом ее этапе:
- подготовительный (вводный) этап;
- основной этап;
- итоговый этап.


На подготовительном (вводном) этапе проводится установочная конференция по ознакомлению магистрантов с целями и задачами практики, основными направлениями деятельности студента по осуществлению управленческих функций в ДОО, предусмотренных программой практики; определяются требования к содержанию практики, к формам отчетности по практике. На установочной конференции до обучающихся доводится информация о содержании рабочей программы практики, проводится инструктаж по безопасности во время прохождения практики, а также определяются индивидуальные задания на практику (Приложение В).
В обязанности студента магистратуры входит составление индивидуального плана производственной практики, в котором необходимо предусмотреть все виды работ, предусмотренных рабочей программой практики, конкретизировать содержание деятельности студента на основе запроса работодателя. Индивидуальный план, составленный практикантом, оформляется в виде календарного плана-графика. Календарный план-график характеризует распределение времени прак-
тиканта на выполнение отдельных заданий практики. За время практики студенту необходимо выполнить все задания, включенные в индивидуальный план практики.
Форма календарного плана практики представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Индивидуальный календарный план работы практиканта


п/п

Вопросы программы

Календарный
срок

Отметка о выполнении

1

2

3

4

 

 

 

 



Студент-практикант И.О. Фамилия
Руководитель практики И.О. Фамилия

Основной этап практики содержит учебные задачи, в процессе решения которых развиваются профессиональные компетенции студентов в области управленческой деятельности в ДОО. В основной период практики магистранты выполняют программу практики в соответствии с ее содержанием, изучают состояние и потенциал образовательной системы, разрабатывают продукты управленческой и организационно-методической деятельности, обсуждают возникшие проблемные задачи и план работы по их решению. В соответствии с индивидуальным планом студент самостоятельно осуществляет: изучение особенностей управленческой деятельности в конкретном образовательном учреждении по различным направлениям; знакомство с управленческими технологиями и инструментами в деятельности руководителя ДОО по вопросам администрирования, организации присмотра и ухода, управления персоналом, организации функционирования органов государственно-общественного управления, самоменеджмента и др.; выполнение управленческих и организационно-методических функций по заданию руководителя ДОО. Ряд заданий студенты могут выполнять в подгруппе, организуя общую командную работу. Результатом этого этапа являются информационные и аналитические материалы, проекты документов, протоколы, конспекты, презентации, методические материалы и т.д.
Студент самостоятельно анализирует проводимые им мероприятия с точки зрения их организации, решения поставленных задач, особенностей взаимодействия участников, формы проведения и т.д. Результаты анализа оформляются в письменном виде в свободной форме. На основе представленных студентами индивидуальных планов работы руководитель практики проводит консультации и посещает мероприятия, проводимые студентами, осуществляет контроль за своевременностью выполнения заданий.
Итоговый этап практики характеризуется проведением самооценки и самоанализом деятельности студента магистратуры по результатам практики (Приложение Г), оформлением характеристики студента с базы практики (Приложение Д), подготовкой итогового отчета и оформлением портфолио с материалами по практике. Структура отчета по производственной практике представлена в Приложении А. Отчет представляется в печатном виде и на электронном носителе.
Защита отчета по практике проводится на итоговой конференции по практике. Допускается индивидуальная и групповая защита отчета. Оценивание отчета студента магистратуры по практике (защита) осуществляется на основании критериев, определенных в рабочей программе практики:
- выполнение требований к структуре и содержательной части отчета, соответствие заданиям;
- оценка степени самостоятельности проведенных видов работ, доля участия в групповой работе;
- оценка качества проведенного анализа информации, обоснованность выводов и предложений;
- полнота, актуальность, логичность построения выступления (презентации);
- качество ответов на вопросы при защите отчета по практике.
Оценка результатов практики фиксируется в листе экспертной оценки (Приложение Е), на основании которого определяется итоговый интегральный показатель сформированно- сти компетенций. Критерии для определения итогового интегрального показателя оценки результатов по практике представлены в Приложении Ж. Форма промежуточной аттестации по итогам прохождения практики определена в учебном плане: дифференцированный зачет («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).


1 Задания по изучению и анализу управленческой деятельности руководителя дошкольной образовательной организации


Задание - изучение особенностей управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации
Выполнение данного задания предполагает сбор и оценку информации об особенностях управленческой деятельности в базовом ДОО по следующим направлениям:
- система управления ДОО,
- кадровое обеспечение,
- функционирование внутренней системы оценки качества образования,
- материально-техническое обеспечение.
При выполнении задания необходимо обратиться к нормативным документам:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, с изменениями и дополнениями;
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 № 373;
Санитарные правила и нормативы (СанПиН 1.2.3685-21, СП 2.4.3648-20, СанПиН 2.3/2.4.3590-20, СП 2.2.3670-20);
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н;
Профессиональные стандарты «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», «Педагог - психолог», «Руководитель образовательной организации» и др.;
Постановление Минтруда РФ от 21.04.1993 № 88 «Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли- сады, детские сады)».
Сбор информации, необходимой для выполнения данного задания, осуществляется на основе работы с сайтом ДОО, а также в процессе беседы с руководителем образовательной организации. На сайте необходимо, прежде всего, познакомиться с информацией, представленной в разделе «Сведения об образовательной организации». Материалы, представленные в данном разделе, позволят студентам получить информацию о структуре и органах управления образовательной организацией, локальных актах, регламентирующих деятельность учреждения, особенностях образовательной и финансовохозяйственной деятельности, состоянии кадрового и материально-технического обеспечения.
Итоги работы с первичной информации об управленческой деятельности в ДОО по направлениям: система управления ДОО, кадровое обеспечение, функционирование внутренней системы оценки качества образования, материальнотехническое обеспечение, представляются в таблице (таблица 6), делается общий вывод по каждому направлению.


Таблица 6 - Особенности управленческой деятельности в ДОО

Критерии

Показатель

Единица
измерения,
(балл)

Количественная оценка показателя

1

2

3

3

Система управления ДОО

1          Эффективность
Программы       развития
ДОУ

Качество реализации проектов Программы развития ДОУ (задач, условий и механизмов)

1-2-3

 

Эффективность системы плановопрогностической работы в ДОУ

Наличие годового и других обоснованных планов, их информационно-аналитическое обоснование

1-2-3

 

Преемственность с Программой развития

1-2-3

 

Своевременность корректировки планов

1-2-3

 

Обеспечение гласности и информационная открытость ДОУ (публичный доклад, информативность сайта)

1-2-3

 

 

 

 

 

 

Эффективность организационных условий ДОУ

Нормативно-правовая база ДОУ: соответствие документов, регламентирующих деятельность ДОУ, законодательным нормативным актам в области образования

1-2-3

 

 

Развитие государственно- общественного управления

1-2-3

 

 

Развитие сетевого взаимодействия

1-2-3

 

 

Соблюдение этических норм в управленческой деятельности

1-2-3

 

 

Наличие деловых отношений в коллективе (сплоченность, инициативность, открытость, самокритичность)

1-2-3

 

 

Благоприятный психологический микроклимат

1-2-3

 

 

Активность педагогов в развитии образовательного процесса (освоение новых программ и технологий; диагностика профессионализма педагогов; координация и кооперация деятельности педагогов, разнообразные формы взаимодействия педагогов)

1-2-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая самореализация педагогов (выявление основных затруднений в деятельности педагога и их причин; определение приоритетных направлений; свободный выбор содержания и технологии образовательного процесса)

1-2-3

 

.Эффективность инновационной деятельности ДОУ

Актуальность и перспективность выбранных ДОУ вариативных программ и технологий.

1-2-3

 

Согласование ООП и локальных программ в концептуальном, целевом и содержательном аспектах.

1-2-3

 

 

 

 

 

 

 

Обеспеченность инновационного процесса (материально-технические условия, информационно-методические условия)

1-2-3

 

Качество планирования в ДОУ инновационного процесса

1-2-3

 

Эффективность работы по обеспечению безопасных условий в ДОУ

Соблюдение норм пожарной безопасности

1-2-3

 

Соблюдение норм охраны труда

1-2-3

 

Эффективность организации питания в ДОУ

Выполнение требований СанПиН к организации питания в ДОУ

1-2-3

 

Динамика выполнения натуральных норма питания по показателю Муниципального задания

1-2-3

 

Отсутствие жалоб и замечаний со стороны надзорных органов на уровень организации питания

Отсутствие / наличие

 

1

 

Удовлетворенность родителей качеством и организацией питания в ДОУ

1-2-3

 

Вывод:


Материально-техническая база дошкольной образовательной организации

Оснащенность групповых и функциональных помещений

Соответствие материально-технической базы требованиям основной образовательной программы

1-2-3

 

Степень использования материальной базы в образовательном процессе

1-2-3

 

Степень обеспечения техническими средствами (компьютеры, видеотехника и др.) образовательного процесса

1-2-3

 

Соответствие оборудования, мебели, средств обучения требованиям СанПиН

1-2-3

 

Соответствие технологического оборудования современным требованиям

1-2-3

 

 

 

 

 

 

Соответствие оборудования, мебели, средств обучения требованиям охраны труда и пожарной безопасности

1-2-3

 

Обновление материально- технической базы

Своевременность проведения необходимого ремонта здания и оборудования

1-2-3

 

Своевременность замены оборудования (водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения)

1-2-3

 

Полнота обеспечения товарами и услугами сторонних организаций, необходимыми для деятельности ДОУ

1-2-3

 

Вывод:

Кадровое обеспечение ДОО

Эффективность кадрового обеспечения ДОУ

Укомплектованность кадрами согласно штатного расписания

1-2-3

 

Соответствие работников квалификационным требованиям по занимаемым ими должностям

1-2-3

 

 

 

 

 

 

Доля педагогов, принявших участие в конкурсном профессиональном движении

1-2-3

 

Доля педагогов, имеющих отраслевые награды, звания, ученую степень

1-2-3

 

Эффективность управления кадровым потенциалом ДОУ

Реализация эффективных механизмов развития кадрового потенциала ДОУ

1-2-3

 

Эффективность системы материального и морального стимулирования работников

1-2-3

 

Персонификация повышения квалификации педагогов

1-2-3

 

Вывод:

Функционирование внутренней системы оценки качества образования в ДОУ

 

 

 

 

 

Доля педагогов, принявших участие в конкурсном профессиональном движении

1-2-3

 

Доля педагогов, имеющих отраслевые награды, звания, ученую степень

1-2-3

 

Эффективность управления кадровым потенциалом ДОУ

Реализация эффективных механизмов развития кадрового потенциала ДОУ

1-2-3

 

Эффективность системы материального и морального стимулирования работников

1-2-3

 

Персонификация повышения квалификации педагогов

1-2-3

 

Вывод:

Функционирование внутренней системы оценки качества образования в ДОУ

1

2

3

4

 

Эффективность нормативно-правового регулирования процедур оценки качества образования в ДОУ

1-2-3

 

Эффективность инструментального обеспечения внутренней системы оценки качества образования в ДОУ

Программное обеспечение для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в ДОУ

1-2-3

 

Методики оценки качества образования в ДОУ

1-2-3

 

Качество измерительных материалов для оценки качества образования в ДОУ

1-2-3

 

Вывод:

 

Задание - изучение и анализ деятельности руководителя ДОО по вопросам администрирования


Выполнение задания осуществляется по следующему алгоритму:
1. Определить основные вопросы, методы, показатели и критерии изучения деятельности руководителя ДОО по вопросам администрирования:
- организация делопроизводства;
- организация питания воспитанников;
- функционирование в ДОО органов государственнообщественного управления;
- управление персоналом;
- подготовка и представление отчетной документации (годовой отчет, статистический отчет, публичный отчет, отчет о самообследовании и др.);
- организация рабочего времени руководителя ДОО.
2. Подобрать инструментарий (анкеты, опросные листы, диагностические карты и др.) для проведения оценки деятельности руководителя ДОО по вопросам администрирования.
3. Осуществить сбор первичной информации и проанализировать деятельность руководителя по вопросам администрирования в ДОО.
4. Подготовить аналитическую справку по результатам изучения деятельности руководителя.
Аналитическая справка - это документ, в котором кратко отражаются результаты проведенного контроля по определенной теме. В содержании справки предоставляются систематизированные, обобщенные и критически оцениваемые сведения по отдельным аспектам изучаемого объекта.
Основные требования к аналитической справке:
- четкость построения,
- логическая последовательность изложения материала,
- аргументированность,
- точность оценок, исключающих возможность их субъективного толкования.
Структура аналитической справки:
1 часть - вводная (опорные вопросы: Что? Кем? Когда? Зачем?)
2 часть - аналитическая (Что и по каким причинам?)
3 часть - заключительная (Что рекомендуется?) Содержание аналитической справки:
1. Вводная часть. В этой части определяются:
- предмет изучения,
- сроки изучения,
- тема проверки,
- цель и программа проверки,
- кто проверяет,
- объем проделанной работы.
2. Аналитическая часть:
- общая характеристика изучаемого вопроса в ходе проверки;
- достоинства и недостатки его решения;
- факторы или условия, а также причины появления положительных или отрицательных сторон анализируемого объекта или явления, установление причинно-следственных связей, обеспечивающих получение результатов.
Таким образом, в этой части справки необходимо ответить на каждый вопрос программы проверки, дать оценку достоинств в решении каждого из вопросов программы.
Э.Заключительная часть:
- обобщить результаты анализа, сделать выводы;
- определить конкретные рекомендации с указанием сроков исполнения;
- указать сроки и формы подведения итогов.
4. Подпись составителя справки, дата составления справки.


Рекомендации по изучению и анализу деятельности руководителя по направлениям.


Изучение и анализ деятельности руководителя ДОО по вопросам организации питания воспитанников предполагает изучение условий для организации питания (нормативные, материально-технические, организационные), анализ выполнения требований санитарных правил и муниципального задания, анализ системы организации и контроля питания, удовлетворенность родителей качеством питания. Для сбора первичной информации рекомендуется познакомиться с локальными актами учреждения по вопросам питания (Положение об организации питания воспитанников, Положение о бракеражной комиссии, приказы об организации питания детей и сотрудников и др.), провести беседу со специалистами, в компетенцию которых входят вопросы организации питания.
По результатам анализа первичной информации студенту необходимо сделать вывод об эффективности организации питания в ДОО по следующим критериям:
- выполнение требований СанПиН к организации питания в ДОО;
- динамика выполнения натуральных норма питания по показателю муниципального задания;
- отсутствие жалоб и замечаний со стороны надзорных органов на уровень организации питания;
- удовлетворенность родителей качеством и организацией питания в ДОО.
Изучение и анализ деятельности руководителя ДОО по вопросам организации функционирования в учреждении органов государственно-общественного управления требует анализа нормативной базы государственно-общественного управления в ДОО, изучения практики руководства учреждением на основе принципов государственно-общественного управления, включая формирование и поддержку коллегиальных органов управления ДОО с привлечением представителей участников образовательных отношений.
Критерии:
- локальное регулирование деятельности органов;
- актуальность рассматриваемых вопросов;
- открытость и отчетность коллегиальных органов коллективу;
- способы и формы взаимодействия коллегиальных органов с другими участниками образовательных отношений.
Изучение и анализ деятельности руководителя ДОО по вопросам управления персоналом включает изучение кадровой политики в ДОО по следующим критериям:
- состояние кадрового состава;
- подходы к отбору, адаптации, обучению и аттестации кадров;
- формирование системы мотивации персонала;
- организация и формы внутриорганизационного обучения и методической работы;
- активность членов педагогического коллектива в инновационной деятельности;
- диссеминация педагогического опыта;
- формирование и поддержка организационной культуры
и др.
Изучение и анализ деятельности руководителя ДОО по вопросам подготовки и представления отчетной документации предполагает изучение вопросов ведения отчетности по деятельности ДОО и ее представление заинтересованным сторонам: годовой отчет о работе ДОО, статистический отчет, отчет о самообследовании, отчет о результатах производственного контроля, отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности и др. Студенту необходимо проанализировать работу по следующим критериям:
- планирование и организация работы по подготовке отчетных документов;
- принятие решений о коррекции деятельности ДОО на основе полученных данных.
Изучение и анализ деятельности руководителя ДОО по вопросам организации делопроизводства включает изучение организации системы делопроизводства и документооборота (в том числе электронного), особенности работы с документами в образовательной организации, вопросы разработки, актуализации и утверждения локальных актов ДОО.
Критерии:
- организация работы с документами;
- соблюдение требований к номенклатуре дел в ДОО;
- внедрение информационных технологий в систему документооборота.
Изучение и анализ деятельности руководителя ДОО по вопросам организации рабочего времени руководителя. В течение 2-3 дней студенту необходимо провести хронометраж рабочего времени руководителя ДОО, составить карту рабочего дня, сделать выводы об основных направлениях и видах деятельности руководителя в течение наблюдаемого периода, оценить затраты времени на выполнение разных видов работ, предложить рекомендации по оптимизации рабочего времени.
Хронометраж рабочего времени - это процедура, которая проводится в целях анализа и повышения эффективности работы отдельного сотрудника и организации, в целом. Для того чтобы провести ее, нужно определить объекты хронометража, а также единицы измерения.
Выполнение данного задания предполагает 3 основные операции в рамках хронометража рабочего времени:
- подготовка форм хронометража - для конкретной должности или трудовой функции;
- сбор данных (заполнение соответствующих форм) соотносительно со временем нахождения сотрудника на работе;
- анализ и интерпретация данных хронометража.
Примерные формы для составления карты рабочего дня представлены в таблицах 7, 8.


Таблица 7 - Хронометраж рабочего дня заведующего ДОО

Дата наблюдения:

Время начала / окончания

Действия

Длительность, в час. и мин.

В % от рабочего дня

Примечания

 

Например,
обход групп

 

 

 

 

Оформление документов при приеме на работе

 

 

 

 

Подготовка
электронных
писем

 

 

 

 

Участие в совещаниях

 

 

 

 

Прием родителей

 

 

 

 

Другие

 

 

 

 

Перерывы в работе

 

 

 

 

Прочие действия, не имеющие отношения к трудовой функции

 

 

 



Таблица 8 - Хронометраж рабочего времени (пример заполнения)

Период

Действия

Время

Примечания

09.00-09.15

Подготовка рабочего места

15 мин.

Н

09.15-10.15

Работа с почтой

60 мин.

Р

10.15-10.30

Попытка распечатать документы

15 мин.

П

10.30-10.45

Общение по телефону с сотрудником

15 мин.

Н

10.45-11.00

Сбой в сети

15 мин.

П

Примечание - П - помехи в работе (30 мин.), Н - нейтральные воздействия (30 мин.), Р - рабочие действия (60 мин.).

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.