Методические указания по выполнению заданий производственной практики |
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 1 из 2 Методические указания содержат рекомендации студентам по выполнению заданий практики на каждом ее этапе:
Таблица 5 - Индивидуальный календарный план работы практиканта
Основной этап практики содержит учебные задачи, в процессе решения которых развиваются профессиональные компетенции студентов в области управленческой деятельности в ДОО. В основной период практики магистранты выполняют программу практики в соответствии с ее содержанием, изучают состояние и потенциал образовательной системы, разрабатывают продукты управленческой и организационно-методической деятельности, обсуждают возникшие проблемные задачи и план работы по их решению. В соответствии с индивидуальным планом студент самостоятельно осуществляет: изучение особенностей управленческой деятельности в конкретном образовательном учреждении по различным направлениям; знакомство с управленческими технологиями и инструментами в деятельности руководителя ДОО по вопросам администрирования, организации присмотра и ухода, управления персоналом, организации функционирования органов государственно-общественного управления, самоменеджмента и др.; выполнение управленческих и организационно-методических функций по заданию руководителя ДОО. Ряд заданий студенты могут выполнять в подгруппе, организуя общую командную работу. Результатом этого этапа являются информационные и аналитические материалы, проекты документов, протоколы, конспекты, презентации, методические материалы и т.д.
|
Критерии |
Показатель |
Единица |
Количественная оценка показателя |
1 |
2 |
3 |
3 |
Система управления ДОО |
|||
1 Эффективность |
Качество реализации проектов Программы развития ДОУ (задач, условий и механизмов) |
1-2-3 |
|
Эффективность системы плановопрогностической работы в ДОУ |
Наличие годового и других обоснованных планов, их информационно-аналитическое обоснование |
1-2-3 |
|
Преемственность с Программой развития |
1-2-3 |
|
|
Своевременность корректировки планов |
1-2-3 |
|
|
Обеспечение гласности и информационная открытость ДОУ (публичный доклад, информативность сайта) |
1-2-3 |
|
|
|
|
|
Эффективность организационных условий ДОУ |
Нормативно-правовая база ДОУ: соответствие документов, регламентирующих деятельность ДОУ, законодательным нормативным актам в области образования |
1-2-3 |
|
|
Развитие государственно- общественного управления |
1-2-3 |
|
|
Развитие сетевого взаимодействия |
1-2-3 |
|
|
Соблюдение этических норм в управленческой деятельности |
1-2-3 |
|
|
Наличие деловых отношений в коллективе (сплоченность, инициативность, открытость, самокритичность) |
1-2-3 |
|
|
Благоприятный психологический микроклимат |
1-2-3 |
|
|
Активность педагогов в развитии образовательного процесса (освоение новых программ и технологий; диагностика профессионализма педагогов; координация и кооперация деятельности педагогов, разнообразные формы взаимодействия педагогов) |
1-2-3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творческая самореализация педагогов (выявление основных затруднений в деятельности педагога и их причин; определение приоритетных направлений; свободный выбор содержания и технологии образовательного процесса) |
1-2-3 |
|
|
.Эффективность инновационной деятельности ДОУ |
Актуальность и перспективность выбранных ДОУ вариативных программ и технологий. |
1-2-3 |
|
Согласование ООП и локальных программ в концептуальном, целевом и содержательном аспектах. |
1-2-3 |
|
|
|
|
|
|
Обеспеченность инновационного процесса (материально-технические условия, информационно-методические условия) |
1-2-3 |
|
Качество планирования в ДОУ инновационного процесса |
1-2-3 |
|
|
Эффективность работы по обеспечению безопасных условий в ДОУ |
Соблюдение норм пожарной безопасности |
1-2-3 |
|
Соблюдение норм охраны труда |
1-2-3 |
|
|
Эффективность организации питания в ДОУ |
Выполнение требований СанПиН к организации питания в ДОУ |
1-2-3 |
|
Динамика выполнения натуральных норма питания по показателю Муниципального задания |
1-2-3 |
|
|
Отсутствие жалоб и замечаний со стороны надзорных органов на уровень организации питания |
Отсутствие / наличие |
|
1
|
Удовлетворенность родителей качеством и организацией питания в ДОУ |
1-2-3 |
|
Вывод:
Материально-техническая база дошкольной образовательной организации
Оснащенность групповых и функциональных помещений |
Соответствие материально-технической базы требованиям основной образовательной программы |
1-2-3 |
|
Степень использования материальной базы в образовательном процессе |
1-2-3 |
|
|
Степень обеспечения техническими средствами (компьютеры, видеотехника и др.) образовательного процесса |
1-2-3 |
|
|
Соответствие оборудования, мебели, средств обучения требованиям СанПиН |
1-2-3 |
|
|
Соответствие технологического оборудования современным требованиям |
1-2-3 |
|
|
|
|
|
||
|
Соответствие оборудования, мебели, средств обучения требованиям охраны труда и пожарной безопасности |
1-2-3 |
|
||
Обновление материально- технической базы |
Своевременность проведения необходимого ремонта здания и оборудования |
1-2-3 |
|
||
Своевременность замены оборудования (водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) |
1-2-3 |
|
|||
Полнота обеспечения товарами и услугами сторонних организаций, необходимыми для деятельности ДОУ |
1-2-3 |
|
|||
Вывод: |
|||||
Кадровое обеспечение ДОО |
|||||
Эффективность кадрового обеспечения ДОУ |
Укомплектованность кадрами согласно штатного расписания |
1-2-3 |
|
||
Соответствие работников квалификационным требованиям по занимаемым ими должностям |
1-2-3 |
|
|
|
|
|
|
Доля педагогов, принявших участие в конкурсном профессиональном движении |
1-2-3 |
|
Доля педагогов, имеющих отраслевые награды, звания, ученую степень |
1-2-3 |
|
|
Эффективность управления кадровым потенциалом ДОУ |
Реализация эффективных механизмов развития кадрового потенциала ДОУ |
1-2-3 |
|
Эффективность системы материального и морального стимулирования работников |
1-2-3 |
|
|
Персонификация повышения квалификации педагогов |
1-2-3 |
|
|
Вывод: |
|||
Функционирование внутренней системы оценки качества образования в ДОУ |
|
|
|
|
|
Доля педагогов, принявших участие в конкурсном профессиональном движении |
1-2-3 |
|
Доля педагогов, имеющих отраслевые награды, звания, ученую степень |
1-2-3 |
|
|
Эффективность управления кадровым потенциалом ДОУ |
Реализация эффективных механизмов развития кадрового потенциала ДОУ |
1-2-3 |
|
Эффективность системы материального и морального стимулирования работников |
1-2-3 |
|
|
Персонификация повышения квалификации педагогов |
1-2-3 |
|
|
Вывод: |
|||
Функционирование внутренней системы оценки качества образования в ДОУ |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Эффективность нормативно-правового регулирования процедур оценки качества образования в ДОУ |
1-2-3 |
|
Эффективность инструментального обеспечения внутренней системы оценки качества образования в ДОУ |
Программное обеспечение для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в ДОУ |
1-2-3 |
|
Методики оценки качества образования в ДОУ |
1-2-3 |
|
|
Качество измерительных материалов для оценки качества образования в ДОУ |
1-2-3 |
|
|
Вывод: |
Задание - изучение и анализ деятельности руководителя ДОО по вопросам администрирования
Выполнение задания осуществляется по следующему алгоритму:
1. Определить основные вопросы, методы, показатели и критерии изучения деятельности руководителя ДОО по вопросам администрирования:
- организация делопроизводства;
- организация питания воспитанников;
- функционирование в ДОО органов государственнообщественного управления;
- управление персоналом;
- подготовка и представление отчетной документации (годовой отчет, статистический отчет, публичный отчет, отчет о самообследовании и др.);
- организация рабочего времени руководителя ДОО.
2. Подобрать инструментарий (анкеты, опросные листы, диагностические карты и др.) для проведения оценки деятельности руководителя ДОО по вопросам администрирования.
3. Осуществить сбор первичной информации и проанализировать деятельность руководителя по вопросам администрирования в ДОО.
4. Подготовить аналитическую справку по результатам изучения деятельности руководителя.
Аналитическая справка - это документ, в котором кратко отражаются результаты проведенного контроля по определенной теме. В содержании справки предоставляются систематизированные, обобщенные и критически оцениваемые сведения по отдельным аспектам изучаемого объекта.
Основные требования к аналитической справке:
- четкость построения,
- логическая последовательность изложения материала,
- аргументированность,
- точность оценок, исключающих возможность их субъективного толкования.
Структура аналитической справки:
1 часть - вводная (опорные вопросы: Что? Кем? Когда? Зачем?)
2 часть - аналитическая (Что и по каким причинам?)
3 часть - заключительная (Что рекомендуется?) Содержание аналитической справки:
1. Вводная часть. В этой части определяются:
- предмет изучения,
- сроки изучения,
- тема проверки,
- цель и программа проверки,
- кто проверяет,
- объем проделанной работы.
2. Аналитическая часть:
- общая характеристика изучаемого вопроса в ходе проверки;
- достоинства и недостатки его решения;
- факторы или условия, а также причины появления положительных или отрицательных сторон анализируемого объекта или явления, установление причинно-следственных связей, обеспечивающих получение результатов.
Таким образом, в этой части справки необходимо ответить на каждый вопрос программы проверки, дать оценку достоинств в решении каждого из вопросов программы.
Э.Заключительная часть:
- обобщить результаты анализа, сделать выводы;
- определить конкретные рекомендации с указанием сроков исполнения;
- указать сроки и формы подведения итогов.
4. Подпись составителя справки, дата составления справки.
Изучение и анализ деятельности руководителя ДОО по вопросам организации питания воспитанников предполагает изучение условий для организации питания (нормативные, материально-технические, организационные), анализ выполнения требований санитарных правил и муниципального задания, анализ системы организации и контроля питания, удовлетворенность родителей качеством питания. Для сбора первичной информации рекомендуется познакомиться с локальными актами учреждения по вопросам питания (Положение об организации питания воспитанников, Положение о бракеражной комиссии, приказы об организации питания детей и сотрудников и др.), провести беседу со специалистами, в компетенцию которых входят вопросы организации питания.
По результатам анализа первичной информации студенту необходимо сделать вывод об эффективности организации питания в ДОО по следующим критериям:
- выполнение требований СанПиН к организации питания в ДОО;
- динамика выполнения натуральных норма питания по показателю муниципального задания;
- отсутствие жалоб и замечаний со стороны надзорных органов на уровень организации питания;
- удовлетворенность родителей качеством и организацией питания в ДОО.
Изучение и анализ деятельности руководителя ДОО по вопросам организации функционирования в учреждении органов государственно-общественного управления требует анализа нормативной базы государственно-общественного управления в ДОО, изучения практики руководства учреждением на основе принципов государственно-общественного управления, включая формирование и поддержку коллегиальных органов управления ДОО с привлечением представителей участников образовательных отношений.
Критерии:
- локальное регулирование деятельности органов;
- актуальность рассматриваемых вопросов;
- открытость и отчетность коллегиальных органов коллективу;
- способы и формы взаимодействия коллегиальных органов с другими участниками образовательных отношений.
Изучение и анализ деятельности руководителя ДОО по вопросам управления персоналом включает изучение кадровой политики в ДОО по следующим критериям:
- состояние кадрового состава;
- подходы к отбору, адаптации, обучению и аттестации кадров;
- формирование системы мотивации персонала;
- организация и формы внутриорганизационного обучения и методической работы;
- активность членов педагогического коллектива в инновационной деятельности;
- диссеминация педагогического опыта;
- формирование и поддержка организационной культуры
и др.
Изучение и анализ деятельности руководителя ДОО по вопросам подготовки и представления отчетной документации предполагает изучение вопросов ведения отчетности по деятельности ДОО и ее представление заинтересованным сторонам: годовой отчет о работе ДОО, статистический отчет, отчет о самообследовании, отчет о результатах производственного контроля, отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности и др. Студенту необходимо проанализировать работу по следующим критериям:
- планирование и организация работы по подготовке отчетных документов;
- принятие решений о коррекции деятельности ДОО на основе полученных данных.
Изучение и анализ деятельности руководителя ДОО по вопросам организации делопроизводства включает изучение организации системы делопроизводства и документооборота (в том числе электронного), особенности работы с документами в образовательной организации, вопросы разработки, актуализации и утверждения локальных актов ДОО.
Критерии:
- организация работы с документами;
- соблюдение требований к номенклатуре дел в ДОО;
- внедрение информационных технологий в систему документооборота.
Изучение и анализ деятельности руководителя ДОО по вопросам организации рабочего времени руководителя. В течение 2-3 дней студенту необходимо провести хронометраж рабочего времени руководителя ДОО, составить карту рабочего дня, сделать выводы об основных направлениях и видах деятельности руководителя в течение наблюдаемого периода, оценить затраты времени на выполнение разных видов работ, предложить рекомендации по оптимизации рабочего времени.
Хронометраж рабочего времени - это процедура, которая проводится в целях анализа и повышения эффективности работы отдельного сотрудника и организации, в целом. Для того чтобы провести ее, нужно определить объекты хронометража, а также единицы измерения.
Выполнение данного задания предполагает 3 основные операции в рамках хронометража рабочего времени:
- подготовка форм хронометража - для конкретной должности или трудовой функции;
- сбор данных (заполнение соответствующих форм) соотносительно со временем нахождения сотрудника на работе;
- анализ и интерпретация данных хронометража.
Примерные формы для составления карты рабочего дня представлены в таблицах 7, 8.
Таблица 7 - Хронометраж рабочего дня заведующего ДОО
Дата наблюдения: |
||||
Время начала / окончания |
Действия |
Длительность, в час. и мин. |
В % от рабочего дня |
Примечания |
|
Например, |
|
|
|
|
Оформление документов при приеме на работе |
|
|
|
|
Подготовка |
|
|
|
|
Участие в совещаниях |
|
|
|
|
Прием родителей |
|
|
|
|
Другие |
|
|
|
|
Перерывы в работе |
|
|
|
|
Прочие действия, не имеющие отношения к трудовой функции |
|
|
|
Таблица 8 - Хронометраж рабочего времени (пример заполнения)
Период |
Действия |
Время |
Примечания |
09.00-09.15 |
Подготовка рабочего места |
15 мин. |
Н |
09.15-10.15 |
Работа с почтой |
60 мин. |
Р |
10.15-10.30 |
Попытка распечатать документы |
15 мин. |
П |
10.30-10.45 |
Общение по телефону с сотрудником |
15 мин. |
Н |
10.45-11.00 |
Сбой в сети |
15 мин. |
П |
Примечание - П - помехи в работе (30 мин.), Н - нейтральные воздействия (30 мин.), Р - рабочие действия (60 мин.). |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |