На главную Лекции и практикум по психологии Управление персоналом Делегирование полномочий и принятие решений
Делегирование полномочий и принятие решений
Лекции и практикум по психологии - Управление персоналом

Вы будете изучать:
> принципы эффективного делегирования;
> последствия неэффективного делегирования;
> этапы принятия конструктивных решений.

1. Краткие теоретические сведения


Для более эффективной реализации управленческих решений руководителя необходимо применять делегирование полномочий путем передачи части его прав и обязанностей подчиненным.
Процесс принятия управленческого решения начинается с возникновения проблемной ситуации и заканчивается выбором решения. Управленческие решения, принимаемые руководителем, должны отвечать следующим требованиям:
1) иметь четкую цель - решение должно быть сформулировано ясно, не вызывать двоякого толкования и сомнения у подчиненных;
2) быть обоснованным и непротиворечивым -всесторонне согласованным как с внутренними, так и с внешними обстоятельствами, а также с предшествующими и предстоящими решениями;
3) быть правомочным - опираться на требования законов, указания и распоряжения руководителя и учитывать обязанности и права руководителя и подчиненного;
4) быть конкретным -иметь адресата и сроки исполнения, отвечать на вопросы: «что? кому? как? когда? где? к какому сроку сделать?»;
5) быть своевременным и эффективным -наилучшим из возможных в отношении ожидаемого итога к затратам [1].
Различают три подхода к принятию решений:
1. Интуитивный - принимается на основе ощущения его правильности, без анализа всех «за» и «против».
2. Основанный на суждениях - выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.
3. Рациональный - не зависит от прошлого опыта, решение обосновывается аналитически.
Процесс подготовки и принятия рационального управленческого решения предусматривает выполнение пяти основных этапов (рисунок 1).

процесс принятия решений

Рисунок 1 - Этапы процесса принятия решений [2]

Руководитель может делегировать:
- рутинную, мелочную работу;
- специализированную деятельность;
- решение частных вопросов;
- подготовительную работу (проекты и т. д.).
Не подлежат делегированию:
- важнейшие функции руководителя (выработка идей и политики по развитию организации, контроль результатов и др.);
- руководство сотрудниками, их мотивация;
- задачи высокой степени риска и особой важности;
- необычные, исключительные дела;
- срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки;
- задачи строго доверительного характера.
Алгоритм процесса делегирования полномочий представлен на рисунке 2.

делегирование полномочий


Рисунок 2 - Алгоритм процесса делегирования полномочий [2]

Существует ряд типичных ошибок, которые совершают неопытные руководители при передаче части своих полномочий:
- неумение четко объяснить необходимые задачи сотрудникам;
- фиктивное делегирование;
- ошибка в выборе кандидата;
- ориентация не на результат работы, а на личностные характеристики кандидата;
- делегирование функций и полномочий группе сотрудников без определения индивидуальной ответственности каждого;
- боязнь «уронить авторитет»;
- перепоручение подчиненным объединяющей функции руководства.
Причины низкой эффективности делегирования полномочий представлены в таблице 1. 
Таблица 1 - Причины низкой эффективности делегирования полномочий

Руководитель

Подчиненный

Недостаточно доверяет своим подчиненным для того, чтобы поручать им выполнение серьезных задач

Боится дополнительной ответственности и старается не входить за рамки привычных полномочий

Не уверен в силах и потенциале специалистов, не видит среди коллег достойного кандидата на роль преемника

Боится критики как со стороны коллег, так и со стороны руководства

Не желает тратить «драгоценное» время на обучение преемника новым методам решения проблемы и подробно вводить его в курс дела по делегируемым полномочиям, предпочитает выполнять все самостоятельно

Не желает проявлять инициативу, старается спрятаться за чужими решениями во избежание возможных штрафных санкций при неудачном исходе дела

Боится конкуренции со стороны талантливых подчиненных, стремится не допускать чьей-либо инициативы

Не идет на увеличение объемов выполняемой работы в силу ограниченности времени и высокой загруженности

Боится неудачного выполнения поручения и стремится все происходящее в компании держать под личным контролем

Не видит стимулов для принятия дополнительной ответственности. Новая задача рассматривается как нагрузка, а не возможная перспектива личностного и карьерного роста

Практика осуществления делегирования полномочий и опыт многих управленцев выработали ряд правил:
1. Делегируйте тому, кто может и хочет исполнять часть полномочий (если он не хочет, добейтесь, чтобы он захотел).
2. Делегируйте не только обязанности, но и права и полномочия.
3. Без веских причин не вмешивайтесь в рабочий процесс.
4. Требуйте от подчиненного промежуточных отчетов о ходе реализации задачи и контролируйте лишь конечные результаты порученного дела.
5. Делегируйте задачу по возможности целиком, а не в виде частных изолированных заданий.


Таким образом, подготовка и принятие управленческих решений и делегирование полномочий составляют важную сторону управленческой деятельности любого руководителя.
Любая ошибка имеет определенные последствия. Неудачное либо необдуманное делегирование полномочий ухудшает социально-психологический климат в организации, снижает авторитет руководителя, обостряет отношения между сослуживцами.


2. Индивидуальные задания


1. Используя инструкцию к тесту «Принятие решений» (приложение А), оцените, насколько вы решительный человек и какого типа должны быть люди в вашей команде. По итогам теста разработайте индивидуальную модель принятия решений.
2. Тест «Как вы справляетесь с делегированием?» (приложение Б) позволит определить, сможете ли вы предоставить подчиненным определенную самостоятельность в работе, дать возможность выяснить, есть ли у них задатки, необходимые для управленческой деятельности, и если они имеются, то делегирование позволит их развить.
3. Рассмотрите представленную ниже кейс-ситуацию, которая позволит определить склонность руководителя к принятию той или иной позиции при взаимодействии с подчиненными, а именно ориентацию:
- на интересы дела;
- самого себя;
- соблюдение инструкций;
- отношения в коллективе.
Выберите в данной управленческой ситуации наиболее предпочтительный для вас вариант поведения (А, Б, В, Г).
Ситуация: В самый напряженный период работы один из сотрудников предприятия заболел. Его коллеги заняты выполнением своих обязанностей. Работа отсутствующего должна быть выполнена точно в срок. Как вы поступите в этой ситуации? Пожалуйста, обоснуйте свой выбор.
A. Посмотрю, кто из сотрудников меньше загружен, и распоряжусь, чтобы он выполнил эту работу.
Б. Предложу коллективу вместе подумать и найти выход из создавшейся ситуации.
B. Попрошу членов коллектива высказать свои предложения и, обсудив их, сам приму решение.
Г. Вызову к себе самого опытного и надежного работника и попрошу его выручить коллектив, выполнив работу отсутствующего.
4. Вы - руководитель предприятия, вам необходимо уехать в длительную командировку. Вместо вас остаются два заместителя. Первый хорошо работает в команде, но уклоняется от достижения цели, другой всегда добивается поставленной цели, но имеет трудности с делегированием полномочий. Между ними существует конфликт. Кого из них следует назначить старшим? Обоснуйте ваше решение.
5. Вы неожиданно узнаете, что сотрудник, которому вы поручили разработку важного проекта, параллельно работает в другой фирме по такому же проекту. Какое решение вы примете в данной ситуации [3]?


3. Вопросы для самоконтроля


1. Что подразумевается под понятием «управленческое решение»?
2. В чем заключается важность принятия управленческого решения?
3. Каковы ключевые моменты в принятии решений?
4. Как моделируется алгоритм принятия решений?


Литература

[1] Лекции онлайн. - [Электронный ресурс]. – 2020
[2] Принятие управленческих решений - презентация онлайн. [Электронный ресурс]. - 2020.
[3] Бондаренко, В. В. Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации: практикум [Электронный ресурс]. - 2020
Источник: Казак, Т. В. Психология управления производственным персоналом : пособие / Т. В. Казак, В. В. Шаталова. - Минск : БГУИР, 2022. - 86 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.