1. Человек - субъект сознательной деятельности
1.1. Сознание, инстинкты, рефлексы
Животные живут инстинктами, через научение у них вырабатываются рефлексы. Инстинкты, рефлексы, присущи конкретному виду. Человека от животного отличают, прежде всего, разумные, сознательные действия, поступки, которыми можно управлять. Homo sapiens - человек разумный. Личность - термин, обозначающий человеческого индивида как субъекта в сознательной деятельности и устойчивую систему социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена данного общества.
Понятие личности: • в философии - проблема личности - вопрос о месте, которое человек занимает в мире; • психологии - наука о психике человека - исследуются его психические процессы и свойства, неотделимые от физиологических процессов мозга.
Основные физиологические процессы мозга Психика - особое свойство материи, которое заканчивается в субъективном отражении объективного мира. Психические процессы: память и представление; мышление и речь; эмоции и чувства. Ощущения - органы чувств: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные. Ощущение - простейший познавательный процесс, состоящий в отражении свойств предметов, внутренних состояний организма человека при воздействии раздражителей на органы чувств, чувственный опыт. Восприятие - активная деятельность памяти, мышления, система обработки чувственных данных, включающая сознательную и бессознательную фильтрацию. Может быть избирательным, в зависимости от направленности интересов, взглядов, способностей. Умение замечать важное называется наблюдательностью. Из ощущений и восприятия формируется представление. Представление - воспроизведенный образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек не воспринимает, но основывается на прошлом своем опыте, а также формирование этого образа как психического процесса.
Память - способность мозга сохранять информацию. Процессы запоминания, сохранения, воспроизведения картин природы, запахов, вкусов, музыкальных мелодий. Выделяют следующие виды памяти: • Моторная - двигательная. • Эмоциональная - на пережитое чувство. • Образная - на представления. Хранит и воспроизводит картины природы, запахи, вкусы, музыкальные мелодии.
Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях: • Мышление существует лишь в связи с трудовой и речевой деятельностью. • Мысль может быть выражена только словами, речью, знаками, символами.
Речь - способ и процесс общения людей с помощью языка, средство передачи мыслей и знаний, процесс использования своего личного и общественного опыта, зафиксированного в языке. Речь сопровождается эмоциями, жестами, интонацией. Требования к речи - ясность, краткость, тональность. Эмоции - это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, проявляющихся в виде удовлетворения радости или печали. Эмоции относятся к числу основных психических свойств и процессов познания.
Эмоция (от лат. emove - отрясая, волную) - психический процесс средней продолжительности, отображающий субъективное и объективное отражение мира. Выделяют следующие виды эмоций: • положительная; • нейтральная; • нетрадиционная; • статическая; • динамическая. Эмоции отличаются от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Динамика психической деятельности личности характеризуется ее темпераментом. Темперамент - это индивидуальная своеобразная природно-обусловленная совокупность свойств человека. Это характеристика темпов, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний личности.
Структура темперамента определена тремя главными ведущими компонентами: общей, моторной (двигательной) и эмоциональной активностью. • Общая психическая активность понимается как интенсивность и объем взаимодействия человека с окружающей средой (физической и социальной). Степени активности, в свою очередь, распределяются от вялой, инертной и пассивного созерцания до активной, энергично-стремительной. • Особенности моторной компоненты - это состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Компонента выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений, его внешней подвижности или, наоборот, сдержанности. Также выражается в речи - говорливости или молчаливости. • Эмоциональность - комплекс свойств и качеств личности, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости и чуткости к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности или стабильности (быстрота смены эмоциональных состояний, их начало и прекращение). Каждый из перечисленных компонентов обладает своей сложной структурой и различными формами проявлений. Все психологические компоненты структуры темперамента называют свойствами темперамента. Каждый компонент, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений. Эмоции, чувства, темперамент оказывают свое влияние на формирование характера личности. Характер - это качества личности, совокупность устойчивых психических свойств, которые определяют особенности поведения и построения отношений. Характер имеет сильные и слабые черты. Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Характер (от греч. отпечаток, признак, отличительная черта) - в психологии, целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека. Характер человека как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение, на взаимоотношения с другими людьми. Характер имеет сильные и слабые черты. Бесхарактерный - тоже характер.
1.2 Понятия «труд», «трудиться»
Понятия «труд», «историческое развитие труда», «изучение труда» отражены во многих дисциплинах высшего образования с целью изучить и применить полученные знания для повышения производительности, рациональности труда, снижения трудозатрат, человеческих и производственных, временных ресурсов. Эту тему необходимо знать при изучении дисциплин «Социальная статистика», «Отраслевая и промышленная экономика», «Теория организации», «Трудовое право», «Менеджмент». Понятие «труд» и все его составляющие изучаются в таких дисциплинах, как «Экономика и социология труда», «Организация труда», «Экономика труда». Именно труд способствовал эволюционному развитию человека. Труд - независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная и естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. была бы невозможна сама человеческая жизнь. Труд - творец общества и фактор общественного процесса. Удовлетворяя потребности человека и создавая богатство, труд лежит в основе всякого общественного развития. Человекотворческая функция труда проявляется в том, что он представляет человека как ваятеля во все исторические эпохи. Труд - сила, прокладывающая человечеству путь к свободе, дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий. Труд выступает как способ удовлетворения человеческих потребностей. Именно в труде и посредством труда общество познает законы своего развития и законы природы. Труд - первооснова взаимопонимания человеческого общества, главный устой его существования и прогресса. Стимулом труда выступает не потребность в самом действии (лишь бы трудиться), а потребительская ценность процесса труда как творчества, как акта самовыражения личности. Труд - процесс целенаправленного воздействия людей на природу, в результате которого создаются потребительские способности, материальные и духовные блага, необходимые условия жизнедеятельности и развития человека. Именно поэтому любое производство, в том числе современное, характеризуется общими чертами и предполагает взаимодействие трех основных факторов: рабочей силы, предметов труда и средств труда. Рабочая сила - это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду, являющаяся главным условием производства в любом обществе. Средствами труда называется вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда, и которые служат в качестве проводника воздействия человека на этот предмет. К средствам труда относятся орудия труда (механизмы и машины, инструменты, двигатели и т.д.). Научно-техническая революция добавила новый компонент - управляющее устройство, которое выполняет функции умственного труда. При использовании этого компонента изменяется технология. В более широком смысле к средствам труда относятся: производственные здания, дороги, каналы связи. Средством труда является сама земля. В сельском хозяйстве она непосредственно входит в процесс производства в качестве главного средства и предмета труда. Предмет труда - это то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Природа, земля - всеобщие предметы человеческого труда. Предметы труда в современных условиях сами являются продуктом предшествующего труда: металл на машиностроительном заводе, цемент в строительстве и т.д. С развитием научно-технической революции появляется возможность создавать качественно новые предметы труда с заранее заданными свойствами, которые отсутствуют в самой природе.
1.3 Потенциал человека. Человеческий капитал
Высокий уровень развития страны характеризуется ресурсами: природными, производственно-финансовыми, информационными и духовными, а также человеческими. 1. Природные ресурсы - то, чем располагает страна как часть земного шара: географическое положение, плодородие земли, запасы воды, леса, полезные ископаемые. 2. Производственные и финансовые ресурсы - оборудование, запасы сырья, материалов, продукции, финансовые средства. Эти материальные ресурсы могут быть собственностью как государства или предприятия, так и граждан. 3. Информационные и духовные ресурсы - произведения науки, литературы, искусства, религии, а также традиции и обычаи. 4. Человеческие ресурсы - численность населения и качественные характеристики каждого жителя страны. Как показывает опыт, численность страны не влияет на богатство страны. Главную роль играет качество населения. Характеристики населения страны формируются на основе соответствующих характеристик каждого человека. Потенциал человека определяет возможности его результативного участия в экономической, политической, культурной и других сферах деятельности. Человеческий капитал характеризует качества, которые могут стать источником доходов для человека, предприятия и государства. Потенциал человека определяется следующими компонентами: - здоровье; - нравственность; - творческий потенциал; - образование; - профессионализм. Здоровье характеризуется рядом параметров, требующих в общем случае специального медицинского и социальноэкономического анализа. 1. Здоровье - это состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие - это динамическое состояние ума. Психическая гармония между потребностями, возможностями человека и окружающей средой (обстоятельствами) (ВОЗ). 2. Нравственность и эффективность (выгодность). Личная выгода остается в наше время движущей силой производства в странах с рыночной экономикой. Но существенное влияние в системе ценностей имеет деловая этика. Нарушение деловой этики чревато более серьезными последствиями, чем возможный доход от сомнительных операций. «Стыдно быть бедным и занимать низкое положение, когда в Государстве царит закон, равно как стыдно быть богатым и знатным, когда властвует беззаконие» Конфуций 3. Творческий потенциал - качества, заложенные природой и имеющие место развиваться и утверждаться. В России рождаются самые талантливые люди, но не все имеют возможность проявить свои способности в силу разных причин. 4. Образование - один из важнейших факторов роста эффективности труда и народного богатства. На мировом уровне потенциал страны оценивается по таким показателям, как процент населения в стране с высшим образованием, сроки обучения, затраты на образование. Но качество образования по таким показателям трудно определить, как и степень использования получаемых знаний. 5. Профессионализм работников - это уровень их квалификации, один из важнейших компонентов качества рабочей силы. Базой профессионализма является общая культура и уровень образованности населения. Сюда можно отнести и такие показатели, как организованность и рациональность, что сказывается на эффективности производства и благосостоянии населения. «Порядок - это половина жизни», - считают в Германии. Основой потенциала человека являются качества, заложенные природой. К ним относятся здоровье (физическое и психическое), творческие способности и в какой-то степени нравственная ориентация личности. Развитие природных данных и их реализация определяются тремя основными системами: 1) семья; 2) коллектив (школа, вуз, предприятие, друзья); 3) общество. Каждая система имеет свои особенности на фоне принятых традиций, правил, норм. 1) Семья. Влияние семьи обусловлено ее имущественным положением, духовными интересами, профессиональной ориентацией, местом жительства и другими факторами. 2) Коллектив. Потенциал человека может быть увеличен или уменьшен в процессе его деятельности. На современных предприятиях разработаны системы анализа, оценки, развития человеческих ресурсов. Уделяется внимание повышению квалификации, укреплению здоровья, повышению культурного уровня. 3) Общество. Реализация потенциал человека зависит от общественных отношений, целей политики государства и средств достижения. Для развитых стран характерна политика, направленная на повышение качества человеческих ресурсов. Во многих странах функционируют фонды поддержки талантливых людей. На основе индекса качества жизни можно сравнить факторы социально-экономического развития различных стран и регионов. 1кж = 1пр + 1чр + 1мр + 1др + 1су, где: 1кж - качество жизни; 1пр - природные ресурсы; 1чр - человеческие ресурсы; 1мр - производственно-финансовые ресурсы; 1др - информационно-духовные ресурсы; 1су - система управления обществом и предприятиями. Индекс человеческих ресурсов (потенциал человека): 1чр = 1з + 1н + 1т + 1о + In, где: 1чр - человеческие ресурсы; 1з - здоровье; 1н - нравственность; 1т - творческий потенциал; 1о - образование; 1п - профессионализм. Критерий оценки индексов нравственности, творческого потенциала, образования, профессионализма носит национальный характер. Показатель здоровья для всех живущих на планете един и характеризуется рядом параметров, требующих специального медицинского анализа. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие - это динамическое состояние ума, характеризующееся некоторой психической гармонией между способностями, потребностями, ожиданиями работающего и теми требованиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет окружающая среда». Литература 1. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов / Б.М. Генкин. - 5-е изд., доп. - М.: Норма, 2009. - 416 с. 2. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: учебник для вузов / А.П. Егоршин. - Н. Новгород: НИМБ, 2018. - 320 с.
|