На главную
Проявления честолюбия в жизненных ситуациях
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Барсукова О.В.

Честолюбие как психическое образование

Честолюбие - это стремление человека стать значимой личностью для других людей за реальные достижения. Это одно из наиболее часто встречающихся определений честолюбия в психологической литературе. Наряду с этим честолюбие в психологии определяется как рефлексивное, нравственное и аффективное психическое образование:
- честолюбие как мотивационное образование - стремление, потребность (n=132, р=0,8048);
- честолюбие как рефлексивное образование - отношение к самому себе (n=16, р=0,0975);
- честолюбие как нравственное образование - отношение к другим людям (n=12, р=0,0731);
- честолюбие как аффективное образование - эмоция, страсть (n=4, р=0,0243).
Рассмотрим определения честолюбия как того или иного психического образования.

 
Ситуация литературной социализации современных подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Семенова Г.В.

Новая модель литературной социализации в XXI веке. Проблема чтения подростков в России

Литературная социализация – процесс усвоения и воспроизводства ценностей и культурных норм через чтение и книгу. Изучение этого процесса в контексте ситуационного подхода позволяет выявить некоторые новые механизмы и институты социализации, описать трудности, с которыми сталкиваются субъекты социализации, а также ресурсы для обеспечения более успешного преодоления выявленных проблем.
Как показывают наши данные (Семенова Г.В. и др., 2015), литературная социализация человека начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. Сначала читаемые ребенку книги выбираются родителями, иными значимыми взрослыми; затем к процессу выбора круга чтения присоединяется детский сад и школа, референтная группа сверстников, близкие другие. Зрелый человек сам выбирает не только то, что и в какой жизненной ситуации читать, но и форму книги, и способ чтения. Пассивное восприятие предлагаемого литературного материала в процессе жизнедеятельности сменяется активным, целенаправленным и осознанным выбором источников. Начало литературной социализации и ее зрелый период – наиболее понятные этапы этого процесса; тем не менее, то, что происходит между этими полюсами (у подростков), ясно не вполне.

 
Смысложизненное самоопределение личности в контексте учения об эталонном образе и идеале
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Дворецкая М.Я.

Самоопределение и его уровни

Термин «самоопределение» употребляется в психологических источниках в самых разных значениях. О самоопределении личности пишут в социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном контексте. И часто столь широкое употребление научного термина приводит к тому, что в идентичных терминах заключается различное содержание. Поэтому считаем необходимым определить критерии, позволяющие более четко формулировать смысловое содержание понятия «самоопределение» в разных проявлениях жизнедеятельности человека.
Предлагаем следующее понимание термина «самоопределение» ‒ это многоплановый процесс интеграции личности, имеющий разноуровневую структуру и включающий в себя стремление индивида к гомеостатическому состоянию, гармонизирующему отношения человека с окружающей природной средой (уровень витальности), социальной адаптации (социальный уровень) и смысложизненной наполненности существования (экзистенциальный уровень).

 
Жизненный путь в контексте проблемы зрелости / инфантилизма личности: социально-психологический подход
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Безгодова С.А., Микляева А.В.

Категории «зрелость личности» и «инфантилизм личности» с позиций современного социально-психологического знания

Феномены «зрелость личности» и «инфантилизм личности» чаще всего исследуются в контексте изучения молодежной проблематики, поскольку юность и ранняя взрослость по умолчанию считаются «сензитивным периодом» достижения личностной зрелости, или, напротив, формирования инфантильных черт личности. Наибольшее количество исследований данных феноменов сосредоточено в проблемном поле общей психологии, что диктует необходимость давать им характеристику посредством описания тех или иных особенностей личности (регуляторных, рефлексивных, мотивационных и т.д.), на основании которых ее можно охарактеризовать как «зрелую» или «незрелую». Однако результаты кросскультурных исследований, накопленные в ХХ и в начале ХХ1 века, свидетельствуют об историко-культурной вариативности как признаков «зрелой» или «незрелой» личности, так и механизмов достижения человеком статуса «зрелой личности». В этой связи очевидна необходимость анализа феномена «зрелости личности» (и «инфантилизма личности» как его противоположности) как функции социальных отношений, что предполагает привлечение методологии социальной психологии.

 
Нравственное измерение человеческого бытия
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Веселова Е.К.

Нравственная природа человека

Психология человеческого бытия, так активно развивающаяся сегодня (Брушлинский А.В., 2003; Знаков В.В., 2010; 2013) основывается на традиционном для отечественной психологии субъектном подходе. При таком подходе субъектность человека охватывает не только деятельность, жизнедеятельность или даже жизнь, а гораздо более широкую сферу – существование человека в целом. Человек здесь выступает как субъект собственного бытия на всем протяжении своей жизни и во временной перспективе сам решает вопросы ответственности за существование его личности как сущности и после смерти. Это означает, по большому философскому счету, что человек несет ответственность не только за социо-биологическое, горизонтальное развитие своих индивидных, социально-личностных, индивидуально-творческих качеств, но и за «вертикальное», духовно-нравственное развитие, предполагающее наличие трансцедентного, духовного измерения бытия (Братусь Б.С., 1985; 2006).
Психологическое обращение к проблеме нравственных аспектов бытия предполагает анализ социальных и мировоззренческих сторон функционирования личности и сосредоточение на ее ценностных, нравственных, смысложизненных проблемах (Фромм Э., 1993). Очевидно, что эти категории соотносятся с нравственными идеалами личности.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 446

Это интересно

Рекомендации

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.