На главную
Процесс психологического консультирования (попытка описания процесса изнутри)
Психологическое консультирование - Теория и практика

«Страдание имеет смысл, если ты сам становишься другим»
Иегуда Бэкон
Психологическое консультирование — это процесс взаимодействия двух людей — клиента и консультанта, целеполагающим фактором которого является желание клиента изменить что-то в своей жизни. Если предположить, что причиной затруднений, которые испытывает клиент, является его утрата контакта с самим собой, с собственными ресурсами, то, развивая метафору Джеймса Бьюдженталя, сравнившего психотерапию с путешествием, можно сказать, что для клиента это путешествие к себе. Он отправляется в него, чтобы лучше узнать себя, восстановить связь с собственными ресурсами. Во время этого путешествия ему предстоит ответить на вопросы: что я чувствую? что я думаю? чего хочу? что мне мешает поступать так, как я хочу? какими средствами я буду пользоваться для реализации своих желаний и, что существенно, какими из них я уже пользуюсь, ибо само путешествие требует от человека многого: умения видеть и слышать (т. е. быть открытым тому, что встретиться на пути), умения переносить трудности (встреча с интенсивными переживаниями и т. п.) и сохранять устойчивость, чтобы двигаться вперед?

 
Навыки консультирования. «Трехступенчатая ракета»
Психологическое консультирование - Теория и практика

Нильс Гренстад жил в Кристиансанде в Норвегии. Он был замечательным педагогом, воспитавшим многих учеников, основавшим норвежскую школу гештальт-терапии и психосинтеза. Он был и нашим учителем тоже. В числе многого он научил нас методу «трехступенчатой ракеты». Так он называл особый способ интегрированного использования базовых навыков, которым мы решили с вами поделиться. Нам кажется, что методически это очень удачный прием. Он основывается на теории познания Артура Янга, который говорил о четырех ступенях познания (Young А. М. The Geometry of Meaning. S-Francisco: Delocorte Press, 1976). Из теории А. Янга Нильс позаимствовал первые три ступени (В теории познания Янга четвертой стадией является научное объяснение факта, в данном контексте эта стадия для нас интереса не представляет). Чтобы лучше понять, о чем идет речь, давайте представим случай, когда мы встречаемся с каким-нибудь объектом.

 
Навыки консультирования. Трудности при освоении базовых навыков
Психологическое консультирование - Теория и практика

Навыки активного слушания очень просто понять, но, как показывает опыт, не просто освоить. Вот некоторые примеры из опыта обучения будущих консультантов. Вопросы, с которыми они обращаются к преподавателю, ведущему занятие, возникли в процессе отработки навыков в парах или тройках.

Андрей: Я был в паре с Мариной, и вначале, когда Марина в разговоре со мной пыталась использовать техники, у нас беседа не клеилась, но потом она сказала: «Давай поговорим просто как друзья», — и стала великолепно, терапевтично работать.
Ведущий: То есть, Андрей, вам казалось, что разговор не получается и вы чувствовали неловкость.
Андрей: Дай не только я. Марине тоже было неловко, мне хотелось ей помочь, но я не знал, что для этого сделать.

 
Рекомендации по использованию навыков активного слушания
Психологическое консультирование - Теория и практика

В своей статье о слушании Ю. Гендлин (GendlinE. Focusing. London: Bantam Books, 1978. P. 120-122.) дает несколько очень простых и конкретных рекомендаций по использованию навыков активного (по Ю. Гендлину «абсолютного») слушания.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ВЫ ВСЕ ДЕЛАЕТЕ ПРАВИЛЬНО
«Вы узнаете об этом, если в работе с вами клиенту удается продвинуться в понимании своей проблемы. Даже в том случае, когда он говорит: «Нет, это не совсем так, это скорее...», — и после этого идет глубже и внимательнее прислушивается к своим переживаниям, значит, вы все сделали правильно. Возможно, ваши слова были не совсем точны, или же они показались не совсем точными клиенту, хотя и были достаточно близки к тому, что он сам произнес минуту назад. Главное — они помогли ему продвинуться дальше в видении проблемы и, значит, достигли желаемого результата. Отразите то, что он скажет вам на этом, новом, уровне понимания, и, таким образом, сделайте еще один шаг вперед.

 
Навыки консультирования. Прояснение проблемной ситуации (возможные вопросы)
Психологическое консультирование - Теория и практика

Следующие вопросы помогают прояснить проблемную ситуацию, выявить трудности клиента и сформулировать его проблемы:
• Приведите пример проявления своей проблемы (когда предъявленная проблема звучит абстрактно, например «У меня низкая самооценка», описание конкретной ситуации необходимо консультанту, чтобы понять, что стоит для клиента за штампом «низкой самооценки», «комплекса неполноценности» или «дурного характера»).
• С чем вы связываете появление проблемы?
• Когда это появилось впервые? Что в этот момент происходило в вашей жизни?
• Как это случилось?
• Кто при этом присутствовал?
• Что делали эти люди?

 
<< Первая < Предыдущая 801 802 803 804 805 806 807 808 809 810 Следующая > Последняя >>

Страница 801 из 1070

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.