На главную Психологическое консультирование Теория и практика Основы психологического сопровождения обучающихся
Основы психологического сопровождения обучающихся
Психологическое консультирование - Теория и практика

Одним из важнейших вопросов современности является вопрос о гармоничном, внутренне сбалансированом разностороннем и полноценном становлении и развитии российской молодежи, в том числе школьников студентов. Основная задача академического консультирования - задача поддержания психологического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Именно в контексте школьного и вузовского образования, в том числе в рамках академического (вузовского и школьного) психологического консультирования. Актуальность психологической помощи обучающимся в вузе определяется задачами их образовательной деятельности, а также их возрастными особенностями и трудностями, связанными с переходом из одной образовательной среды в другую, для многих - с проживанием вне родительского дома, без общения с близкими и друзьями, в непривычных для юных студентов условиях большого города. Потребность в психологической помощи задач  также все более увеличивающимся интересом подростков и юношей к себе, к друзьям и членам семьи, иным близким, к качеству и эффективности межличностных отношений не семьи ( в школе, вузе, в ситуации досуга или в ситуации труда).

Ключевые слова:
студенческий возраст, самопонимание, понимание других людей.

Arpentieva Mariyam Ravilievna, grand doctor (grand PhD) of psychological sciences, associate professor, senior researcher , of the Department of psychology of development and education,
K.E. Tsiolkovskiy Kaluga state University, (Kaluga), mariam rav@mail.ru
Tashcheva Anna Ivanovna, PhD in psychology / Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Personality Psychology and Consultative Psychology, Scientific Director of the Psychological Service of the Academy of Psychology and Pedagogy of the Southern Federal University (Rostov-on-Don), annaivta@mail.ru Gridneva Svetlana Valerievna, PhD in psychology / Candidate of Psychological Sciences, associate professor, associate professor at the Department of General and Educational Psychology of the Academy of Psychology and Pedagogy of the Southern Federal University (Rostov-on-Don), gridneva- sveta@mail.ru
BASIS OF THE PSYCHOLOGICAL SUPPORT
OF STUDENTS
One of the most important issues of our time is the question of a harmonious, internally balanced, diversified and full-fledged formation and development of Russian youth, including schoolchildren, students. The main task of academic counseling is the task of maintaining the psychological and moral health of the younger generation. It is in the context of school and university education, including in the framework of academic (university and school) psychological counseling. The relevance of psychological assistance to students at the university is determined by the tasks of their educational activities, as well as their age characteristics and difficulties associated with the transition from one educational environment to another, for many - living outside their parents' homes, without communicating with relatives and friends, in unusual for young people students in a large city. The need for psychological assistance is also being addressed by the ever-increasing interest of adolescents and youths in themselves, in friends and family members, in other close ones, in the quality and effectiveness of interpersonal relationships not in the family (at school, university, in a leisure situation or in a work situation).
Key words: student age, self-understanding, awareness of other people.


Значимость и место психологической помощи обучающимся в вузе определяется задачами их образовательной деятельности, а также их возрастными особенностями и трудностями, связанными с переходом из одной образовательной среды в другую, для многих - с проживанием вне родительского дома, без общения с близкими и друзьями, в непривычных для юных студентов условиях большого города. Потребность в психологической помощи задачется также все более увеличивающимся интересом подростков и юношей к себе, к друзьям и членам семьи, иным близким, к качеству и эффективности межличностных отношений не семьи ( в школе, вузе, в ситуации досуга или в ситуации труда). Этот рост сочетается со все более очевидной психологической безграмотности россиян, которые, как правило, плохо знают себя, членов своей семьи, окружающих, оказываются не в состоянии строить с ними развивающие, человеческие , лишенные патологизирующих аспектов отношения (Абакумова И.В., Тащёва А. И., Бедрединова С. В. и др., 2015; Арпентьева М.Р., 2016; Афанасенко И.В., Тащёва А.И., Габдулина Л.И, 2015; Гриднева С.В., Тащёва А.И., 2014, 2012, 2018; Тащёва А.И., 2000, 2007, 2014, 2015а, 2015б; Тащёва А. И., Бедрединова С.В., 2016; Тащёва А.И., Воронцов Д.В., Гриднева С.В., 2016; Тащёва А.И., Гриднева С.В., 2013, 2014, 2016).
Одним из важнейших вопросов современности является вопрос о гармоничном, внутренне сбалансированом разностороннем и полноценном становлении и развитии российской молодежи, в том числе школьников студентов. Основная задача академического консульирования - задача поддержания психологического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Именно в контексте школьного и вузовского образования, в том числе в рамках академического (вузовского и школьного) психологического консультирования (Арпентьева М.Р., 2016, 2015; Гриднева С.В., Тащёва А.И., 2014; Минигалиева М.Р., 2008, 2012; Петровская Л.А., 2007; Петровская Л.А., Минигалиева М.Р., 1999; Психология общения..., 2007; Psychodiagnostics,
counselling ..2018) может быть осуществлена продуктивная и эфективная профилактическая, коррекционная и
развивающая работа с молодыми людьми, подростками, детьми, а также их педагогами и наставниками в семье, школе и вузе, на работе. Вместе с тем, школа и вуз стновятся местами вхождения ребенка, подростка и юноши во взрослую жизнь, в которой они не только получают, но и оказывают заботу в отношении семьи, друзей и иных членов социального мира, который их окружает и в который они включены по тем или иным причинам (Кузьмишкин А. А., Кузьмишкина Н. А., Забиров А. И., Гарькин И. Н., 2014). Необходимость строить отношения с другими людьми (интимно-личностные, учебные, досуговые и
профессионально-деловые) сочетается с ппроцессами
получения начального, среднего и высшего образования, запускают адаптационные механизмы (присвоения имеющихся социальных норм и опыта ), а также механизмы сверхадаптации (творчества норм и наколения личного опыта) (Елгина Л.С., 2010; Кузьмишкин А. А., Кузьмишкина Н. А., Забиров А. И., Гарькин И. Н., 2014; Форсайт образования, 2018). Многое здесь связано с собственно учебной деятльностью, умением, готовностью и
стремлением учиться и развиваться. Причем на разных курсах обучения адапивные и творческие механизмы играют разную роль и занимают различные места, в том числе принимая различные формы (работы С.Я. Батышева, Э.Ф. Зеера, Г.С. Никифорова). Для обеспечения эффективности и продуктивности образовательного процесса и его сопровождения (академической службой психологического консультироваия) практически во всех школах и вузах созджаются и расшмряются службы помощи, занимающиеся, по сути, воспитательной и развивающей работой, работой по профилактике срывов развиия и дезадаптации школьников и студентов, работой по гармонизации отношений в студенческой группе и группе преподавателей и т. д. (Арпентьева М.Р., 2016, 2015; Гриднева С.В., Тащёва А.И., 2014; Минигалиева М.Р., 2008, 2012; Петровская Л.А., 2007; Петровская Л.А., Минигалиева М.Р., 1999; Психология общения., 2007; Psychodiagnostics, counselling ..., 2018). .
Основной формой работы психологической службы школы и вуза, согласно М.Р. Битяновой, Р.В. Овчаровой, Т.Г. Яничевой и др., является психологическое сопровождение школьников и студентов, а также учителей и преподавателей (Самсоненко Л.С., Колтырева Л.Ю., 2008). Оно
осуществляется с помощью целого ряда мер и форм развития и саморазвития студентов с целью формирования социальнопсихологической зрелости, ответственности и субъектности, гармонизации их внутриличнотсных и межличностных отношений и построению способа бытия, позволяющего достигнуть состояния аутентичности, конгруэтности, принятия, эмпатии и , в целом, - полноценного
функционирования (Арпентьева М.Р., 2016, 2015; Гриднева С.В., Тащёва А.И., 2014; Минигалиева М.Р., 2008, 2012; Петровская Л.А., 2007; Петровская Л.А., Минигалиева М.Р., 1999; Психология общения..., 2007; Psychodiagnostics,
counselling ..., 2018). Психологическое сопровождение школьников и студентов специалистами психологической выступает как процесс и результат активизации возможностей и минимизации ограничений личности клиентов службы, то есть их личностного и профессионального капитала, их социального капитала (межличностных отношений), накопления и развития общекультурного капитала (социально-психологиеской и общекультурной компетентности).
Психологическое сопровождение - это система профессиональной психологической деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития студента на каждом этапе обучения в колледже (Ососова М.В.,2010). Э.Ф. Зеер психологическое сопровождение профессионального становления определяет как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности (Зеер, Э.Ф.,2008). Стратегия (цели и ценности) психологического
сопровождения, определяется принципами нормативности развития и системности развития психической деятельности. А тактика и выбор средств и способов реализации поставленных целей, задается деятельностнм принципом сопровождения (Гончарова О.Л., 2008; Цирихова Е. В., 2012).
Ведущие ориентиры или принципы работы психологических служб школ и вузов таковы: анонимность и конфиденциальность, проблемная фокусированность и клиент-центрированность добровольность и
ответственность,. В целом этические принципы служба хорошо описывает тетрада К. роджерса и его учеников: принятие, эмпатия, конгруэтность, конкретность. Обычно практикуется «нормативная» бесплатность услуг для студентов (до до пяти встреч ) и платность услуг для иных категорий клиентов. Однако, данный норматив в разных школах и вузах различен.
Цель деятельности академической психологической службы - психологическое сопровождение
профессионального и персонального становления и развития студентов и школьников, обучающихся и учащихся, оптимизация их социально-психологической адаптации и развития, прежде всего, в рамках образовательного процесса: гармонизация и прояснение их отношений друг с другом, преподавателями и учителями, с членами семьи и сообществом в целом.
Клиентами академической психологической службы чаще всего обычно становятся и обучающиеся (около 60-70%), учительский или профессорско-преподавательский состав (около 15-25%) и технический персонал (около 10-20%). Целевая аудитория включает: обучающиеся разных форм обучения, а также администрация и профессорскопреподавательский состав вуза, иные сотрудники вуза, родители и иные слены семей студентов и сотрудников вуза; а также сторонние университету лица. Особое внимание специалисты службы могут уделять таким категориям клиентов, как несовершеннолетние (учащиеся лицея, колледжа и первокурсники); сироты, лица с инвалидностью (ОВЗ), мигранты и иностранные студенты, студенты- первокурсники и студенты-выпускники, слушатели
факультетов подготвоки и переподготовки практических психологов (в рамках личностных и профессиональных супервизий).
Посленим, с одной стороны, свойственна попытка за счет учебы на факультете разрешить собственные психологические проблемы. С другой стороны, учебные программы часто недостаточны, и по инциативе самих обучающихся, педагогов или администрации вуза, на сотрудников психологической службы возлагаются функции супервизии. В первом случае, неудачливые и разуверившимися в семье (браке), дружбе, в профессональной деятельности или труде в целом, люди, многие их которых являются безработными, одинокими, мигрантами, людьми с ОВЗ и хроническими болезнями, обучающиеся проходят через дистрессы и пролонгированные негативные, порой психопатические состояния,  существенно ухудшающие их нравственное и соматическое здоровье. Итогом часто являются неуспеваемость, срывы в образовании, а также конфликты в образовании и иных сферах (семье, работе), нередки госпитализации из-за острых или обострившихся хронических заболеваний либо неудавшиеся суицидальные попытки (Абакумова И.В., Тащёва А. И., Бедрединова С. В. и др., 2015; Тащёва А.И., 2014, 2015а, 2015б; Тащёва А. И., Бедрединова С.В., 2016; Тащёва А.И., Воронцов Д.В., Гриднева С.В., 2016; Тащёва А.И., Гриднева С.В., 2013, 2014, 2016). Потребность в профессиональной психологической помощи у таких обучающихся весьма актуальна, но часто остается неудовлетворенной, если не проводить направленную работу, если вуз не уделяет этому органзованных и целенаправленных усилий и средств,. Статус студента, обучающегося, при всех его балгоприятствующих развитию возможностях, также может актуализировать проблемы развития (Арпентьева М.Р., 2016; Афанасенко И.В., Тащёва А.И., Габдулина Л.И, 2015; Гриднева С.В., Тащёва А.И., 2014, 2012, 2018; Психология общения ..., 2007; Петровская Л. А., 2007; Тащёва А.И., 2000, 2007). В итоге то, что называют «психологические трудности», «психологиеские проблемы», «акцентуации» и т. д. становятся весьма распространенными, нормализуются вплоть до более чем 50-60% обучающихся, из которых почти все так или иначе готовы работать с профессиональным психологом и супервизором.
Ориентация в пространстве и времени проблем современных обучающихся осуществляется специлаистами на основе ряда источников: в первую очередь, их личного опыта и знаний о типичных психологических проблемах обучающихся (Арпентьева М.Р., 2016; Афанасенко И.В., Тащёва А.И., Габдулина Л.И, 2015; Гриднева С.В., Тащёва А.И., 2014, 2012, 2018; Психология общения ..., 2007; Петровская Л.А., 2007; Тащёва А.И., 2000, 2007). Многолетний, многосторонний и многоуровневый аналих опыта оказания психологической помощи рамках школы и вуза специалистами психологических служб дополняют плановые и инициативные анонимные опросы студентов специалистов, сопоставление динамики состояний и качественных различий ответов на вопросы студентами разных лет, разных поколений, разных факультетов и групп и т.д.. Опросы обучающихся обычно осуществляются и в начале, и в конце учебного года  также -по запросам и по ситуации - в течение всего учебного года. Однако, они могут быть организованы в любой момент, в том числе по запросу администрации, педагогов или самих обучающихся. Грамотно организованные, эти опросы могут быть точкой, позволяющей обучающемуся,педагогу или иному сотруднику, задуматься о возможности и продуктивности обращения за профессиональной помощью. Периодические опросы дают возможность сотрудникам академической службы выявлять лиц «групп риска», прежде всего, с паническими атаками и иными психопатическими реакциями, акцентуациями и дистрессовыми состояниями, с суицидальными и перверсионными наклонностями, людей в состоянии психлогического и духовного неблагополучия, психосоматического дискомфорта с выраженным дефицитом коммуникативных умений и умений саморегуляции и т.д.
Разнообразие психологических трудностей школьников и студентов можно разделить на индивидуальные (более 55%) и межличностные (около 45%). Наиболее часто встречающиеся и рецидивирующие индивидуальные проблемы предполагают некоторые личностные и поведенческие особенности (выраженные тревожность и страхи,, агрессивностьи аутоагресивность, непринятие себя и других (например, внешности - дисморфофобий), неудовлетворенность своими способностями, дефицит коммуникативных умений и умений саморегуляции; неадекватной самопрезентации и буллинга, несанкционированные и неудачные презентации в непристойном и ином «неподходящем» виде в Интернете и иных СМИ; проблемы зависимости и созависимости (алкогольная, табачная, наркотическая, игровая, учебная и пр.), страхи / опасения профессиональной /семейной непригодности и неготовности к исполнению будущих профессиональных / семейных обязанностей, суицидальные эпизоды и тенденции; переживания непонимания, разрыва, деформации значимых отношений; болезней, смертей значимых людей, распада семейных, дружеских, учебных и трудовых коллективов и т.д.. Многие межличностные проблемы возникают у обучающихся в вузе (в учебных корпусах и в общежитиях, со сверстниками и преподавателями); вне вуза (родители и сиблинги, другие родственники, соседи, друзья, женихи/невесты и т. д.). весьма типичны запросы по поводу осмыления и разрешения ситуаций «безоветной» любви, разрыва любовных или дружеских отношений, переживания из-за ожидаемой и «случайной» беременности, предстоящего бракосочетания, участия в профессиональном и ином конкурсе и др.
Основная рамка работы академической психологической службы связана с решением задач превенции (профилактики) психологических проблем обучающихся, преподавателей и т. д. за счет преодоления состояний психологического невежества (консультирования и просвещения), за счет обучения и воспитания (формировании и развития умений понимания себя, значимых других и окружающих), активизации и расширении собственных психологических ресурсов клиентов, обучение грамотной организации досугового пространства и времени, умений диалогической, субъект-субъектной интеракции, обеспечивающих с совокупности более комфортную адаптацию и творческое совершенствование личности и ее отношений в образовательной среде (Абакумова И.В., Тащёва А. И., Бедрединова С. В. и др., 2015; Арпентьева М.Р., 2016; Афанасенко И.В., Тащёва А.И., Габдулина Л.И, 2015; Гриднева С.В., Тащёва А.И., 2014, 2012, 2018; Тащёва А.И., 2000, 2007, 2014, 2015а, 2015б; Тащёва А. И., Бедрединова С.В., 2016; Тащёва А.И., Воронцов Д.В., Гриднева С.В., 2016; Тащёва А.И., Гриднева С.В., 2013, 2014, 2016).
Профилактическое психологическое консультирование может быть разовым (по запросу студента) или скрининговым (практикуется на 1 курсе, в середине обучения и на выпускном курсе). Коррекционное и развивающее консультирование обычно применимо на всем протяжении обучения, но, чаще всего, на 1, 3 и
заключительном курсах у студентов, а также в начале трудовой деятельности,в переломные моменты трудовой деятельности и семейной жизни преподавателей, а также в сиутации смены работы/семьи и при увольнении с места работы / разводе в семье преподавателей и иных сотрудников вуза.в целом, регулярные (1-2 раза в год) скриннинговые профилактические психологические обследования студентов и преподавателей, выступают как своеобразная «психологическая диспансеризация». Они способны не только выделять клиентов «групп риска» (первокурсники и иногородние студенты, студенты иных курсов с высокой агрессивностью или застенчивостью,, тревожностью или астеничностью, с острым дефицитом коммуникативных умений и умений саморегуляции. Особого внимания требуют также студенты и иные клиенты, имеющие проявления зависимостей и созависимостей - компьютерная, игровая, пищевая, алкогольная/наркотическая, учебно-трудовая и т.д), но и оказывать оперативную превентивную и даже коррекционную помощь. Опросы и мини-консультации выполняют функции психологическаой поддержки, в том числе профилактической и «постэксцессной» . Они позволяют обнаружить потенциальные трудности, что особенно важно для несовершеннолетних обучающихся и первокурсников, для начинающих преплдавателей и для людей, готовязихся или только вступивших в брачные отношения или ставших родителями. Они дают возможность предоставить разным клиентам своевременную помощь. Такая помощь, которая, как правило, оказывается эффективной и продуктивной даже при относительно минимальных временных и психологических затратах клиента и психолога. Важнее всего то, что они дают возможность выполнять превентивную функцию за счет повышения психологической культуры обучающихся, преподавателей и т.д. Они помогают им лучше разобраться в себе, понимать себя и других, получать самостоятельные и более корректные и обоснованные, компетентные ответы на вопросы, требующие по сусти, жизненного опыта и специальных психологических знаний.
Наиболее интресны и важны такие стратегии этой работы как психологическое просвещение, например, в рамках дисциплин типа «Психологическое сопровождение первокурсников», а также такие как собственно профилактическое и коррекционное или развивающее психологическое консультирование, нацикленное на работу с теми или иными проблемами - по запросу клиентов, по запросу обучающихся или учащихся, администрации или педагогов (Арпентьева М.Р., 2016; Психология общения, 2007; Тащёва А.И., 2018, Климова Е.К., 2014, 2017 и др.). Здесь важно отметить, что хотя в целом запрос на помощь идет от клиентов на этапе формирования и трансформирования этого запроса к нему естественным образом прямо или косвенно подключаются и иные участники образовательной системы: психологическая
служба школы или вуза работает как в интересах отдельного клиента, так и образовательного учреждения в целом.
Просветительская работа академической психологиеской службы нужна длч того, чтобы передать обучающимся начала знаний по психологии личности и психологии общения; ознакомить их с основными принципами психологической практики, научить пользоваться услугами профессиональных психологов, понимая, что у клиента накопились или возникли актуальные и весьма серьезные психологические трудности, а также, когда эит трудности могут возникнуть (обобщение в профилактических целях). В качестве начала самопонимания студентам предлагаются подготовленные квалифицированными специалистами экспресс-методики - тестовые задания, предполагающие, прежде всего, развитие умений внимания к себе и к значимым другим, понимания себя и других (Арпентьева М.Р., 2016; Минигалиева М.Р., 2006, 2008, 2012а, 2012б; Петровская Л. А., 2007, Психология общения..., 2007 и др.). При этом специалистам важно предупреждать интересантов о предварительности результатов подобного самопостижения и рекомендовать им в случае необходимости обращаться за разъяснениями к профессиональному психологу.
Конечно, важной частью тренинговых и лекционных занятий со студентами и т. д. является оптимизация психологической адаптации. Однако, адаптация - лишь часть процесса. Целью работы является все же развитие клиентов.
Аналогичные программы широко востребованы по всей стране и даже во всем мире. Так, в России, программы поддержки студенчества и преподавателей существуют в Южном федерадльном университете, аналогичные исследования и работа проводилась и проводится в Московском государственном университете им. Ломоносова, Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского, Югорском государственному университете и Сургутском государственном университете, Тувинском государственгному университете и в иных вузах (Арпентьева М.Р., 2016; Минигалиева М.Р., 2006, 2012а; Психология общения., 2007 и др. ).
Типичные затруднения в деятельности практикующего психолога связаны с тем, что работа практикующего психолога в вузе обладает большим развивающим потенциалом для самого специалиста. Она позволяет ему ощущать свою необходимость для других, создаёт возможность для личностного и профессионального роста, даёт ценный материал для творчества, способствует чувству удовлетворённости собой, своей жизнью и т.д. (Минигалиева М.Р., 2006, 2008, 2012а, 2012б, Петровская Л. А., Минигалиева М.Р., 1999; Psychodiagnostics,
counselling. 2018). Вместе с тем, этот вид профессиональной деятельности может иметь и явные деструктивные последствия, информированность о которых позволит психологам сохранить собственное физическое и психическое здоровье, психическое благополучие близких, создаст условия для действительно эффективной и продуктивной работы с клиентами.
Суть профессиональных деформаций личности психолога может быть сведена к следующему: угроза утраты собственной идентичности и «растворения» в клиентах (Storr A., 1980); деструкция семейных и дружеских отношений самого психолога (Storr A., 1980) и, наконец, «подсознательная инфекция», представляющая угрозу психических нарушений из-за постоянной работы с трудностями клиентов (Арпентьева М.Р., 2015а, 2015б, 2017; Jung C., 1958; Psychodiagnostics, counselling..., 2018).
В современных исследованиях академического консультирования достаточно развернуто осмыслены причины и последствия, а также типичные проявления таких трудностей консультантов в отношении клиентов: выраженная тревожность по поводу собственной личностной, семейной и профессиональной
несостоятельности, нарушения психотерапевтической дистанции с клиентом («потеря себя в клиенте», работа с зависимыми от психолога клиентами, избыточное дистанцирование и отчуждение от клиентов), ожидание немедленной и/или абсолютной эффективности и продуктивности своей работы, благодарности клиентов, профессиональный цинизм, попытка разрешать собственные психологические и прочие проблемы за счёт клиентов, феномен «спасательства», «синдром сгорания» и т.д.
поэтому специальной задачей в подготовке и переподготовке психологов для Психологических служб вузов должна стать задача оказания своевременной и качественной психологической помощи самим сотрудникам академической психологической службы, включая профессиональную и личную супервизию, профилактика и коррекция негативных причин и последствий консультативной работы, расширение психологических ресурсов специалистов и преодоление барьеров и блокад их развития, ограничивающих специалистов как личностей и профессионалов.
В заключение еще раз подчеркнем - психолог в школе и вузе работает как «двойной агент»: важно отметить, что хотя в целом запрос на помощь идет от клиентов на этапе формирования и трансформирования этого запроса к нему естественным образом прямо или косвенно подключаются и иные участники образовательной системы: психологическая служба школы или вуза работает как в интересах отдельного клиента, так и образовательного учреждения в целом.
Именно поэтому психологу часто предоставляют функции модератора-посредника при медиации и иных процессах переговоров. Сама же процедура медицации существенно увеличивает возможности и функционал психолога в школе и вузе, помогая ему реализовать помощь не только на конкретно-практическом, но социосферном уровне.

Литература

Абакумова И.В., Тащёва А. И., Бедрединова С. В. и др. Формирование культуры делового общения и самопрезентации: учебное пособие / И.В.Абакумова, А.И. Тащёва, С.В. Бедрединова и др. - М.: КРЕДО, 2015. - 68с. Арпентьева М.Р. Академическое психологическое
консультирование: активизация знаний и умений помощи себе и другим людям у студентов К. Ю. Богомаз. - Кам’янське: ДДТУ, 2017. - 203 с. - С.150-160.
Арпентьева М.Р. Академическое социально-психологическое консультирование и преподавание психологии в вузе. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2016. - 750с.
Арпентьева М.Р. Здоровьесбережение и академическое психологическое консультирование // Физическая культура и спорт - основа здоровья нации: материалы IV студенческой заочной Международной научной конференции, посв. 85- лет. образования ИрГТУ, Иркутск, 27-29 апреля 2015 г. В 2 т.
/ Под ред. М.М. Колокольцева. - Иркутск: Иркутский национальный исследовательский технический ун-т, 2015 а. - Т. 2. - 828 с. - С.338-346.
Арпентьева М.Р. Трудности академического
психологического консультирования и подготовка консультантов // Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сборник статей по
материалам V Международной научно-практической
конференции 24-26 декабря 2014 г., Йошкар-Ола: в 2 ч. / Под общ. ред. Л.М. Попова, Н.М. Швецова. - Йошкар-Ола: МОСИ - ООО «делируюш», 2015б. - Ч.1. - 429 с. - С. 38-45. Афанасенко И.В., Тащёва А.И., Габдулина Л.И. Ценностные ориентации в связи с социальной фрустрированностью обучающихся и работающих молодых мужчин и женщин //Гуманитарные и социальные науки. № 4 2015. С. 172 - 183.
Гончарова О. Л. Педагогическая поддержка самоопределения обучающихся в условиях преемственности начального и среднего профессионального образования - социальнопедагогическая проблема // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции - М.: Издательство
МЭСИ, 2008. - С. 357-360.
Гриднева С.В., Тащёва А.И. Психологическое сопровождение студентов вузов в системе дополнительного профессионального образования/ Сборник научных трудов по материалам Международной заочной научнопрактической конференции «Наука и образование в современном обществе: вектор развития» (30 декабря 2013 г., г. Москва). В 8 частях. Часть VIII. - М.: Изд-во «Арт- Корсалт», 2014. С. 54-59. (Часть VIII).
Гриднева С.В., Тащёва А.И. Тренинг самопрезентации и формирование культуры делового общения будущего таможенника как конкурентоспособного специалиста (Текст)/ Материалы VII Международной научнопрактической Интернет-конференции «Альянс наук: ученый - ученому». Том 4.- Днепропетровск (Украина): Изд-во Била О.К., 2012, с. 167-204.
Гриднева С.В., Тащёва А.И. Феноменология страхов: психологическая коррекция и профилактика: учебник. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2018. - 160 с.
Елгина Л.С. Социальная адаптация студентов в вузе // Вестник Бурятского госуниверситета. 2010. №5. С.162-166. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. - М.: Изд-во Московского психологосоциального института; - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. - 480 с.
Каменский А.Б. Русское студенчество: жизненный мир // http://gefter.ru/archive/7946 (дата обращения 10.07. 2019) Кузьмишкин А. А., Кузьмишкина Н. А., Забиров А. И., Гарькин И. Н. Адаптации студентов первого курса в вузе // Молодой ученый. 2014. №3. С. 933-935.
Минигалиева М. Р. Изучение психологии и самопознание личности / Под ред. Л.А. Петровской. - М: РГСУ, 2006. - 205с.
Минигалиева М.Р. Изучение психологии и самопознание студентов. Психотерапевтическая модель педагогического общения Л.А. Петровской. - Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012а. - 632с
Минигалиева М. Р. Развитие самопонимания студентов в процессе изучения психологии // Психология в вузе. - 2008. - №1. - С.84-101.
Минигалиева М.Р. Супервизия как процесс
взаимопонимания: фокусы, стратегии и схемы понимания субъектов. - Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012б. - 531с.
Ососова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения подростков в системе образовательного процесса // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1 - С. 74-78
Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг. Избранные труды. М.: Смысл, 2007. — 387 с.
Петровская Л. А., Минигалиева М.Р. Изучение психологии и самопознание (самопонимание) личности // Личность и образование: психологическая поддержка развития / Под ред. Е.С. Гуртового, Б.Б.Коссова. - Шуя: Изд-во «Весть» ШГПУ, 1999. - С.84-93.
Психология общения: тренинг человечности: Тезисы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Л. А.
Петровской(Москва, 15-17 ноября 2007 г.) / Отв. ред. О.В. Соловьева. М.: Смысл, 2007. - 333 с.
Самсоненко Л.С., Колтырева Л.Ю. Психологическое сопровождение компетентностного подхода
Тащёва А. И., Бедрединова С.В. Оптимизация субъектности личности как системообразующей базы копинг-ресурсов человека/Материалы IV-й Международной научной конференции «Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие» (Кострома, 22-24 сентября 2016 г.) (Кострома, 22-24 сентября 2016 г.) в 2 Т/Отв. ред. Т.Л.Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. - Т. 2. С. 325-327. Тащёва А.И. Консультативная беседа: Учебное пособие.- Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. - 60с..
Тащёва А.И. Опросник «Атрибутивное сопровождение общения»(«АСО»)/ Психология общения
Энциклопедический словарь/Под общей ред. А.А.Бодалева. 2-е изд., испр. и доп.-М.: Изд-во Когито-Центр, 2015а. С. 541. Тащёва А.И. Опросник «Ретроспективная рефлексия конфликтов»(«РРК»)/ Психология общения Тащёва А.И. Профилактическая психологическая помощь
личности/Психология личности: Учебное пособие для вузов / Под ред. П.Н.Ермакова и В.А.Лабунской. - М.: Эксмо, 2007. с.635-653.
Тащёва А. И. Энциклопедия психологической помощи. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2000.-544с.
Тащёва А.И., Воронцов Д.В., Гриднева С.В. Консультативная психология: базовые методические проблемы: учебник. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2016.- 342с.
Тащёва А.И., Гриднева С.В. Методический инструментарий для диагностики личности и семейных отношений: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2016.- 342с.
Тащёва А.И., Гриднева С.В. Новая интерпретация результатов CAST - теста для исследования взрослых детей из алкогольных семей//Гуманитарные и социально экономические науки, 2014. № 5. С. 74-80.
Тащёва А.И., Гриднева С.В. Оценка эффективности системы противодействия идеологии терроризма (СПИТ) в молодёжной среде на примере СМИ и Интернета//Российский психологический журнал, 2013. № 5. Т.10. С. 17-31.
Форсайт образования: ценности, модели и технологии дидактической коммуникации XXI века. Коллективная монография / Под ред. М.Р. Арпентьевой и др. - Канада, Торонто: Издательско-литературное агентство Альтасфера, 2018. - 710 с. (Сер. Актуальные проблемы практической психологии. Выпуск 4)
Цирихова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в период обучения в колледже // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 97-100.
Psychodiagnostics, counselling and mediation in professional and unprofessional relationships. / Ed. by M. R. Arpentieva, etc. - Сапаёа, Toronto: Altaspera Publishing & Literary Agency Inc., Russia, Kaluga: K. E. Tsiolkovskiy Kaluga state University Publishing house, 2018. - 664p.
Арпентьева Мариям Равильевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития и образования, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, (Калуга, Россия), mariam rav@mail.ru

Источник: Академическое психологическое консультирование: психологическое сопровождение образования 2019 Арпентьева Мариям Р., Валеева Галина В., Гриднева Светлана В., Ключевская Ирина С., Тащёва Анна И., Малышева Евгения В., Максакова Елизавета В., Прусова Александра А., Ромашенкова Евгения С.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.