Страница 1 из 5 Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства окружающих. При этом проблема готовности детей к обучению в школе не теряет своей остроты и особенно актуальной становится в связи с переходом школы на работу по новым образовательным стандартам. От ее решения во многом зависят результаты последующего школьного обучения. Снижение возраста начала обучения в российской школе до шести лет привело к тому, что многие дети, поступавшие в школу, оказались к ней психологически не готовы, что проявилось в проблемах, связанных с обучением шестилеток. При этом далеко не все семилетние дети оказываются готовыми к школьному обучению. Особо остро проблема повышения уровня готовности к школе встает, в связи с введением новых стандартов в начальной школе и поэтому мы предлагаем, разработанную программу, коррекционно-раз-вивающих занятий на повышения уровня наглядно-образного мышления и эмоционального и мотивационного компонентов школьной готовности у дошкольников.
В настоящее время увеличилось количество детей, отличающихся низким уровнем наглядно-образного мышления, что влияет и на мотивационную готовность детей к школе, повышенную тревожность, неуверенность, эмоциональную неустойчивость. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременная ее коррекция является весьма актуальной.
Цель: психокоррекция наглядно-образного мышления, мотивации, эмоции, тревожности детей старшего дошкольного возраста направленной на повышение уровня готовности детей к школьному обучению.
Задачи: на повышение уровня наглядно-образного мышления, эмоционального и мотивационного компонентов школьной готовности у дошкольников. 1. Развитие умения сравнивать и выделять различия и сходство. 2. Развитие умения выделять закономерности. 3. Развитие умения выделять части целого. 4. Развитие умения пользоваться схематическими изображениями, чертежами и схемами, а также ориентироваться по ним. 5. Формирование умения производить мысленные операции поворота с фигурами. 6. Развитие умения по аналогии переносить выделенные отношения между элементами одной системы на другую, ориентироваться на образец. 7. Формирование уверенности ребенка в своих силах, снятие эмоционального напряжения, повышение самооценки. 8. Снижение уровня тревожности. 9. Формирование умений и навыков управлять ею. 10. Формирование мотивов, связанных с желанием идти в школу. 11. Формирование у детей социальных мотивов: учебный, социальный, позиционный, игровой, мотив получения высокой оценки. 12. Формирование умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого. 13. Формирование умения руководствоваться системой условной задачи, умение преодолевать отвлекающие влияния посторонних факторов.
Предполагаемый результат: 1. Расширение у детей круга понимаемых эмоций; 2. Формирование в детях эмпатии по отношению к окружающим; 3. Повышение самооценки; 4. Повышение уровня самоконтроля; 5. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
1. Коррекционно-развивающие занятия, направленные на повышение уровня наглядно-образного мышления
Занятие № 1. «Делаем зарядку» Цель: включить детей в работу, подготовить к работе со схематическими изображениями; развитие внимания, элементов логического мышления, регуляции движений собственного тела. Игра учит детей пользоваться схемами, моделями. Материалы: рисунки 20×30 см со схематичным изображением человечков. Описание игры: детям показывают по очереди рисунки, он должен посмотреть на них и принять такую же позу, какая изображена на картинке. После этого можно провести «зарядку»: детям показывают картинки, а они должны выполнять движения, которые на них нарисованы, до тех пор, пока им не покажут новую картинку. Тот, кто не успел вовремя сориентироваться и продолжает делать старое упражнение, выбывает из игры [15]. Занятие № 2. «Как добраться до цели?» Цель: развитие ориентировки в пространстве, мышления, воображения. Материалы: карта острова или города, фишки. Описание игры: взрослый вместе с детьми рисует «карту клада», на которой размещают леса и горы, реки и озера. Затем один из играющих загадывает, где спрятан «клад», а другой, поставив на карту какую-нибудь фишку (или фигурку солдатика), «высаживается на остров» и движется по рисунку, задавая вопросы: «Свернуть налево? Пройти вперед? – и т. д. Цель игры задать как можно меньше вопросов и найти «клад». Комментарий: для игры можно использовать настоящие географические карты. Так в игровой форме можно познакомить ребенка с понятием «география». Интересно играть, нарисовав волшебный город с улицами и дворцами, а в нем спрятать принцессу или какой-то сказочный предмет. По ходу «поисков» можно, сочинять сказки. Поэтому игра интересна и сама по себе, но не менее интересна и подготовка к ней. Занятие № 3. «Научись вставлять» Цель: учить совмещать предмет с отверстием, осуществлять пространственный разворот фигурок-вкладышей, соотносить их с формой прорези. Материалы: планшеты с различными фигурами. Описание игры: детям предлагается вынимать фигурки из планшета и вкладывать обратно из уже перемешанных фигурок в соответствующие отверстия. Занятие № 4. «Похоже-непохоже» Цель: развитие внимания, мышления, умения выделять различия между двумя изображениями. Материалы: две картины. Описание игры: рядом ставят две картины. Дети делятся на две команды, одна из которых должна найти сходство между ними, а другая – различия. Комментарий: детям дается время, в течение которого идет групповое обсуждение. Затем выходят по одному участнику от команд, и начинается «поединок». Капитаны могут обращаться за помощью к своей команде. Побеждает та команда, которая нашла больше отличий (или сходных черт). Занятие № 5. «Пирамидки» Цель: учить детей анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения. Материалы: по одной пирамидке на каждого играющего (пирамидка состоит из восьми колец, основания и верхушки), пять карточек с контурными изображениями пирамидок, собранных по-разному. Описание игры: детям раздаются пирамидки. Педагог сообщает, что они будут собирать не простые пирамидки, а такие, какие нарисованы на картинке. Выигрывает тот, кто первым соберет пирамидку в точном соответствии с картинкой. Взрослый показывает первую картинку. Дети разбирают свои пирамидки и собирают такую, как на картинке. Победитель получает фишку. Педагог показывает следующую картинку, и игра продолжается. Комментарий: На одном занятии рекомендуется предлагать детям три–четыре варианта складывания пирамидок. На следующем занятии часть старых картинок рекомендуется предложить в новой последовательности, добавив к ним новые. Картинки могут варьироваться неоднократно [254]. Занятие № 6. «Собери картинку» Цель: развитие восприятия, наглядно-образного мышления, умения ориентироваться на образец и соотносить части целого. Материалы: набор из крупных пазлов с образцом картинки. Описание игры: детям показывается целая картинка и предлагается собрать ее из имеющихся пазлов. При необходимости взрослый помогает, объясняя при этом свой выбор при соединении пары пазлов. Комментарий: во время собирания картинки ребенку придется соотносить составные части по форме, чтобы они соединялись друг с другом по выступающим и вогнутым местам, а также по тем кусочкам картинки, которые изображены на каждом из пазлов, чтобы они складывались друг с другом, постепенно выстраиваясь в целую картинку. Занятие № 7. «Город» Цель: формирование представления о классификации по двум признакам. Материалы: игровые поля, наборы геометрических разноцветных фигур – по количеству играющих. Описание игры: дети на игровых полях строят город, размещая фигуры-домики в соответствии с названиями улиц и проспектов. Карту можно нарисовать вместе с детьми для более четкого понимания, что на Крас-ноквадратной улице, например, будут только квадратные красные дома (классификация по двум признакам) [254]. Занятие № 8. «Где мишка?» Цель: учить детей соотносить реальное пространство с планом. Описание игры: педагог сообщает детям, что медвежонок решил поиграть с ними в прятки и уже спрятался где-то в комнате. Дети по очереди ищут мишку с помощью плана. Занятие № 9. «Разные дома» Цель: учить детей сравнивать рисунок и чертеж предмета. Материалы: 1. Карточки с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). Детям предлагаются четыре схемы. 2. По три детализированные картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и ширине и т. п. [94]. Описание игры: педагог рассказывает ребятам, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. И хотя дома получились красивые, они все же немного отличались от чертежа. Предлагает рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Педагог показывает детям первую схему и картинку к ней. Дети находят ошибку. Затем педагог показывает следующую картинку к этой же схеме, потом – третью. Далее переходят ко второй схеме и рассматривают последовательно еще три картинки. Если дети не могут найти правильный ответ, воспитатель помогает им. Точно так же рассматриваются остальные рисунки и чертежи. Занятие № 10. «Из чего состоит образец» Цель: учить конструировать фигуру определенной формы из заданных элементов. Материалы: тетрадь с изображениями фигур и возможных составных частей для них. Описание: взрослый совместно с ребенком выполняет первые задания. При этом он должен объяснить ребенку, что фигура разделена на определенное количество частей, например, на две. Ниже приведены в тетради несколько фигурок разной формы, и нужно среди них найти те, из которых сложен образец, отметив их крестиком. Комментарий: Для начала выполняются задания, где на образце пунктиром отображено предполагаемое деление фигуры. Взрослый объясняет ребенку, что нужно подобрать такие части образца, которые выделены на нем пунктиром, подходящие по размеру и по форме – иначе фигура получится неправильная. При необходимости поправлять ребенка. После выполнения нескольких заданий с пунктирной подсказкой, переходят к выполнению заданий, где на образце подсказка отсутствует. Теперь объясняется ребенку, что он должен подумать и подобрать из предложенных составных частей целую фигуру, мысленно подбирая подходящие по размеру и по форме. Если ребенок допускает ошибки, необходимо объяснить ему, почему его выбор неправилен, и какой вариант является подходящим для решения данной задачи [94]. Занятие № 11. «Сделай выбор» Цель: развитие умения выделять отношения между элементами внутри системы и переносить их на другую систему по аналогии с первой. Материалы: графический материал. Описание игры: педагог объясняет первое задание. Сначала он добивается, чтобы дети охарактеризовали изображенные в левой маленькой клетке два квадрата, затем выделили их различия. После этого внимание детей переводится на большую клетку справа, в которой над чертой изображен круг. Предлагается выбрать, на какой из квадратов по характеристикам размера и цвета похож этот круг, а затем дети должны, ориентируясь на образцовые квадраты выбрать пару для круга. Аналогичным образом объясняется следующее задание. После этого педагог должен постараться меньше объяснять и включать детей в процесс самостоятельного решения поставленной задачи. Занятие № 12. «Сложи фигуру» Цель: учить детей анализировать элементарную контурную схему. Материалы: Карты-образцы для детей со схематическим изображением предмета. 1. Вагончик (прямоугольник и два кружка-колеса). 2. Грибок (две четверти круга – шляпка и закругленный снизу прямоугольник – ножка). 3. Кораблик (трапеция – основание, большой треугольник – парус, маленький треугольник – флажок). 4. Снеговик (три круга разной величины и маленькая трапеция – ведерко на голове). 5. Цыпленок (большой круг – туловище, круг поменьше голова, маленький круг – глаз, треугольник – клюв, два маленьких овала – лапки). Описание игры: необходимо нужное количество деталей, из которых можно сложить фигуры. Педагог сначала спрашивает у детей, из чего состоят разные фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник), и предлагает сложить их. Занятие № 13. «Поворот фигуры» Цель: формирование умения производить мысленные операции поворота с геометрическими фигурами. Материалы: два квадрата с нарисованными в одном углу точками, два квадрата с нарисованными точками у одной грани фигуры. Описание игры: психолог берет плоский квадрат с нарисованной в одном углу точкой, кладет его на стол и показывает в действиях, как можно поворачивать его по часовой стрелке вокруг центра последовательно на 90, 180, 270 и 360 градусов, называя соответственно такие повороты поворотами один, два, три и четыре раза. Следует особо обратить внимание на то, как перемещается вместе с квадратом, нарисованная внутри него точка, где она оказывается при одном, двух, трех и четырех поворотах. Следует добиться полного понимания ребенком процедуры поворотов и перемещения точки. Перед ребенком кладут два одинаковых квадрата с точкой в нижнем правом углу, а затем начинают медленно поворачивать правый квадрат по часовой стрелке. Повернув квадрат на 90 градусов, говорят: «Вот где оказывается точка при одном повороте квадрата». Левый квадрат остается неподвижным, и ребенок может сравнить положение точки до и после поворота. После небольшой паузы квадрат возвращается в исходное положение и с задержками на поворотах 99 и 180 градусов поворачивается на 270 градусов. Психолог считает эти повороты вслух. Он говорит: «Теперь квадрат повернулся три раза». Квадрат возвращается в исходное положение. После этого ребенок должен сам повторить все действия психолога. Занятие № 14. «Поиск девятого» Цель: развитие умения сравнивать, поиск закономерностей. Материалы: графический материал. Описание игры: На игровом поле 1 вы видите, что различные геометрические фигурки размещены в клетках попарно. Например, квадрат и круг, треугольник и овал, ромб и круг. Последняя, девятая, клетка свободная. Ниже даны шесть вариантов ответов. Каждый вариант, представленный парой фигурок, имеет свой номер. Среди них нужно найти те пары фигур, которых нет в верхнем рисунке. Приступим к исследованию игрового поля. Проследим, как повторяются элементы в горизонтальных рядах. – Сколько квадратов вы видите на игровом поле? – Три. – Сколько треугольников на игровом поле? – Три. – Сколько ромбов? – Два. – Ответьте на вопрос: какая из рассмотренных фигур должна быть в свободной клетке? Почему? – Эта фигура – ромб. Квадрат и треугольник повторяются три раза, а ромб только два. Теперь проследим, как повторяются элементы в вертикальных рядах. – Скажите, какая фигура повторяется в левом ряду? – Овал. – Какая фигура повторяется в среднем ряду? – Круг. – Какая фигура должна повторяться в правом ряду? Почему? – Эта фигура – прямоугольник, т. к. овал и круг уже повторялись. Следовательно, в свободной клетке недостает прямоугольника. Итак, мы с вами проследили закономерность расположения элементов на игровом поле и определили, что в свободной клетке должны располагаться ромб и прямоугольник. Теперь выберем вариант ответа, соответствующий нашей паре. – Под каким номером обозначен рисунок, на котором изображены ромб и прямоугольник? – Под номером пять. Дети самостоятельно выполняют задания 2–6. Занятие № 15. «Как пройти к зайке?» Цель: учить детей ориентироваться в пространстве по схемам. Материалы: 1. Четыре больших листа картона (50×50 см) с изображением леса. На листах нарисованы разветвленные дорожки. В местах разветвления дорожек расставлены ориентиры: елочки, лиственные деревья, грибы, цветы. Если нет объемных фигур, то можно сделать плоскостные изображения. На оборотной стороне одного из изображений нарисован зайка (если используются объемные фигуры, изображение зайки прячется под одну из них). У нижнего конца дорожки (начало поиска) нарисована травка. Набор ориентиров и разветвление дорожек на каждом листе разные. 2. Восемь разных схем пути, по две задачи к каждому заданию. Каждая схема представляет собой ломаную линию, которая начинается от входа в лес (травка), проходит около нескольких ориентиров, меняет направление и заканчивается около елочки, под которой спрятан зайка. Схемы варьируются по количеству поворотов (от трех до шести поворотов). Описание игры: перед началом игры на столиках раскладывают листы с изображением леса. Дети подходят к первому изображению и рассматривают его. Педагог говорит, что в этом лесу спрятался зайка (елочку с изображением зайки следует устанавливать каждый раз в том месте, где заканчивается путь на схеме). Он нарисовал дорожку, по которой его можно найти. Педагог показывает ребятам первую схему пути. Все вместе рассматривают схему, отмечают, мимо чего проходит дорожка к зайке (сначала от травки прямо до елочки, потом сворачивает в сторону до цветочка, затем идет вниз к елочке, под которой сидит зайка). Первоначально дается схема, в которой не больше трех поворотов дорожки. В последующих задачах количество поворотов увеличивается до шести. По первой схеме взрослый помогает детям искать зайку. Следующую схему он уже дает кому-нибудь из детей, и ребенок ищет зайку самостоятельно. Если он выполняет задание правильно, то предлагается новая схема, а если ошибается, то по той же схеме зайку ищет следующий ребенок.
|