На главную Коррекционная работа психолога в школе Коррекционно-развивающие занятия Технологии развития мотивации достижения как признака одаренности
Технологии развития мотивации достижения как признака одаренности
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционно-развивающие занятия

Выше уже отмечалось, что для развития одаренной личности важна мотивация достижения, которая способствует успешности как признанию результатов деятельности человека, преодолению возникающих жизненных трудностей на пути достижения цели. Достижение успеха при разрешении различных проблем и полученный при этом опыт является основой того, чтобы сама личность осознала свои способности и возможности и оценила их, что становится основой дальнейшего самоопределения и самоактуализации.

Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным способностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Мотивация достижения по сути своей ориентирована на цель, которая постоянно должна корректироваться, уточняться с учетом условий окружающего и внутреннего мира личности. При этом мотивация достижения отличается от мотивации избегания самостоятельностью постановки целей, стремлением к достижению цели, независимостью в выборе средств и результатов деятельности, предпочтением решения задач повышенной сложности. Соответственно развитие мотивации достижения в условиях тренинговой работы должно быть направлено на развитие и коррекцию именно этих особенностей.


Техника «Пять шагов»


Цель: повысить готовность выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, готовность соотносить свои цели и возможности.
Инструкция
Процедура занимает 30-40 мин и включает несколько этапов:
1. Группе предлагается определить и сформулировать какую-либо интересную профессиональную или личную цель, например, оформиться на работу мечты (с высоким окладом и интересными должностными обязанностями), сделать открытие, получить выдающийся результат в деятельности и т.п. Эта цель, так как ее сформулировала группа, выписывается на доске (или на листочке).
2. Затем группе предлагается определить, что за воображаемый человек должен и может достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характеристики по следующим критериям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), материальное положение, социальный статус и близких людей. Эти данные также кратко выписываются.
3. Каждый участник на отдельном листочке должен выделить пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели.
4. Далее все делятся на микрогруппы по 3-4 человека. В каждой микрогруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На это обсуждение отводится 5-7 минут.
5. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы.
6. При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами (нередко совпадение оказывается значительным).


Вопросы для обсуждения
• Насколько учитывались особенности человека, для которого выделялись пять этапов достижения цели?
• Насколько выделенные этапы реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, т.е. насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты?


Техника «Письмо в будущее»


Цель: формирование установки на достижение успеха; осознание своих желаний, представлений об идеальной и счастливой жизни.
Стимульный материал: конверт, лист и ручка.
Инструкция: «Ваша задача заглянуть в будущее (период определить с участниками или предложить каждому самостоятельно определить этот период для себя) и написать себе письмо с лучшими пожеланиями. А теперь максимально расслабьтесь, представьте себе в воображении тот счастливый момент, когда вы добьетесь того, о чем вы так мечтали; когда вы почувствуете, что вы реализовали себя, что это именно то, чего вы так хотели. Представьте через, сколько лет это может быть. Ведь мы знаем, что пяти лет достаточно, чтобы достичь любой цели, если активно идти в ее направлении. Когда вы ответите себе на все эти вопросы, начинайте писать».
Письмо адресуется самому себе. На конверте следует поставить дату, это может быть какой-либо день через 1, 3, 5 лет.
Пример письма: «Здравствуй дорогой(ая) Столько времени про
шло с тех пор, как я писал(а) из прошлого, тебе настоящему. Я уверен(а), что ты сейчас ....» и далее, описать ту прекрасную жизнь, как вы ее себе представляете. Важно при этом поставить перед собой цель, и делать шаги, приближающие к ней, тогда через пройденное время читать письмо будет весьма приятно.


Вопросы для обсуждения
• Если бы вы могли встретиться с собой из будущего, о чем вы хотели бы себя спросить?
• О чем себе будущему хотели бы рассказать?
• Какое впечатление (чувства, эмоции) вы получили от письма?


Техника планирования «Диаграмма Ганта» в стиле арт-коучинга


Цель: упорядочить последовательность действий на линии времени длиной в 1 год.
Инструкция
Необходимо взять листы бумаги и проделать следующие действия:
1. сформулируйте 7-10 целей из разных сфер жизни, которые вы бы хотели реализовать в течение года;
2. нарисуйте на стикерах символический рисунок для каждой цели (ручкой или карандашом);
3. на листике с символом цели нарисуйте смайл, который будет отражать ту эмоцию, которая будет вас сопровождать при реализации цели, эмоционально окрашивать ее;
4. на бумаге формата А3 нарисуйте посередине линию времени; вначале поставьте точку и напишите «старт», а в конце «финиш»;
5. из всех целей выберите одну из самых содержательных, главных, самых существенных и разместите ее где-то на линии времени;
6. относительно этой цели разместите все остальные цели на линии времени;
7. под каждой целью напишите одно самое главное действие, толчок, необходимый для начала ее реализации:
8. если бы вам сказали уже сейчас, что у вас есть два качества, необходимые для достижения всех целей, то чтобы это были бы за качества.


Вопросы для обсуждения
• Удалось ли вам упорядочить свой алгоритм действий на этот год?
• Какие эмоции вызвал у вас процесс выполнения данного упражнения?
• Были ли трудности в ходе выполнения задания? Какие?
• Какие выводы вы сделали?


Упражнение «Снятие внутренних ограничений» [77]


Цель: осознание своих внутренних ограничений; овладение инструментом пошагового снятия внутренних ограничений.
Инструкция. Главное в проведении этого упражнения - последовательность и деликатность. Необходимо выполнить следующие действия.
1. На пути достижения целей человеку встречаются различные препятствия. Их можно условно разделить на внешние и внутренние. Многие считают, что с внутренними препятствиями справиться порой сложнее, чем с внешними. Чтобы обозначить свои внутренние ограничения, мы обычно начинаем со слов: «Я не могу...». Сейчас на чистом листе пять раз напишите фразу «Я не могу...», оставляя свободное место, чтобы ее закончить.
2. Завершите незаконченные предложения, т.е. продолжите фразу и напишите, что вы НЕ можете делать (сделать).
3. Теперь во всех своих фразах зачеркните слово «могу», а вместо этого напишите сверху слово «ХОЧУ». Что у вас получилось? Прочитайте все фразы с новыми словами.
4. На этом этапе везде зачеркните частицу «НЕ». Прочитайте, что у вас получилось. Сейчас вы должны задать себе очень важный вопрос: «Вы действительно этого хотите?» Прочитайте еще раз свои фразы и сделайте ударение на слове «хочу».
5. Допишите после слова «хочу» словосочетание «И ЛЕГКО МОГУ». У вас получится «Я хочу и легко могу...» - и далее по вашему тексту. Теперь произнесите новые фразы вслух (или внимательно прочитать, если упражнение проводится в группе).


Вопросы для обсуждения
• Какие впечатления у вас сложились от этого задания?
• Легко ли было читать последние формулировки фраз (хочу и легко могу...), какие чувства вы испытали?
• Остались ли фразы, которые вызывают у вас дискомфорт и диссонанс?


Упражнение «Жизненные цели» [77]


Цель: выработка и осознание жизненных целей.
Инструкция: задание выполняется в 5 этапов.
Этап 1. Возьмите ручку, бумагу. В течение 15 минут подумайте над вопросом «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте все, что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашей жизни. Чем больше - тем лучше. Отвечайте на вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Это поможет вспомнить все, к чему стремитесь.
Этап 2. Теперь, за две минуты вам нужно выбрать то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после этого еще две минуты - чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны. Работая на этом и на последующих шагах, в отличие от первого, пишите так, как если бы это были ваши последние годы и месяцы. Это позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.
Этап 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев - две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.
Этап 4. Уделите две минуты работе над аудитом своих целей. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель - приобретение нового ресурса.
Этап 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование дорожной карты. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно даже меняете направление, но главное, знаете куда идете.


Вопросы для обсуждения
• Как вы себя ощущаете после упражнения?
• Какие интересные выводы вы для себя сделали?
• Что было неожиданным для вас?
• Что было труднее всего? Почему?
• Кто из участников составил реалистичный план и готов ему следовать?


Упражнение «Золотая рыбка»


Цель: осознание жизненных целей, внушение надежды.
Инструкция: каждый участник перед группой делает короткое сообщение на тему: «Какие три желания я попросил бы выполнить золотую рыбку, попадись она мне в руки».
Вопросы для обсуждения
Легко ли было выбрать три желания?
Не остались ли какие-либо желания забытыми?
Может ли ваши желания выполнить кто-либо другой, помимо золотой рыбки? Можете ли вы сами что-либо сделать для выполнения ваших желаний?
Упражнение «Наступи на стикер или достижение целей»
Цель: развитие осознания своих целей и возможностей их достижения.
Инструкция. Упражнение состоит из нескольких этапов, каждый из которых предполагает обсуждение/групповую дискуссию.
1 этап. У каждого из вас есть стикер, напишите на нем свое имя и приклейте на пол в любое место. Теперь прошу встать с мест и взяться за руки. Вы свободно можете передвигаться по комнате, не расцепляя рук. Ваша задача в течение двух минут хотя бы раз наступить на свой листочек. Минимум один раз.
Обсуждение 1 этапа:
• Есть ли те, кто ни разу не смог наступить на свой стикер? Почему это произошло?
• Есть ли люди, которым удалось наступить на свой листочек больше двух раз?
• Какими способами вы добились таких результатов?
• А кому было легче управлять людьми? Какими способами вы управляли людьми?
• Кому было легче следовать за другими?
Наступить на стикер - маленькая цель, однако вы могли заметить, что даже в процессе её достижения встречались препятствия. С большими целями мы также столкнёмся с препятствиями, поэтому стоит быть к ним готовыми.
Однако для работы стоит разобраться с тем, что такое «цель» и «це- леполагание».
2 этап. Для того чтобы четко понять, что такое «цель», давайте разберем еще два родственных понятия - это «желание» и «мечта».
Обсуждение ведется по пути дифференциации понятий «желание», «мечта», «цель». В процессе обсуждения важно прояснить, что низшей ступенью является желание, которое является достаточно кратковременным влечением к чему-либо, стремлением к осуществлению чего-нибудь. Затем идет мечта - более обособленное, глобальное явление. Однако мы необязательно предпринимаем шаги для ее осуществления. И высшее понятие - цель - предвосхищение конкретного результата, который обособлен во времени, для ее достижения мы предпринимаем конкретные действия.
3 этап. Человек не всегда может достичь цели в силу большого количества факторов: внешних и внутренних. Давайте поговорим о том, какие причины извне могут помешать достижению цели? Какие причины могут быть определены самим человеком? Как вы думаете, какой фактор является решающим: внутренний или внешний.
Подумайте и составьте формулу в процентном соотношении: на сколько процентов зависит достижение цели от самого человека, а насколько от внешней среды? Отразите её графически и поделитесь мнением с участниками.


Вопросы для обсуждения
• Какие мысли пришли к вам в процессе обсуждения целей?
• Насколько вы были согласны/не согласны с мнением других участников?
• Чьи мнения близки к вашим?


Упражнение «Принятие будущего» [66]


Цель: создание ощущения конгруэнтности желаемого и действительного.
Инструкция. Давайте вспомним свои главные цели в жизни, мечты и желания. Опишите свою жизнь так, как будто все это уже сбылось, получилось, достигнуто. При описании старайтесь использовать максимально яркие образы и характеристики своего прекрасного будущего.
Теперь прочтите все написанное и потратьте немного времени на соответствующую эмоциональную настройку. Создайте мысленную картину прекрасной жизни в чудесном мире. Поверьте, что желаемые цели воплотились в жизнь и стали частью вашего бытия. Осознайте это единство. Прочувствуйте радость достижения и удовлетворённость от реализации.


Вопросы для обсуждения
Удалось ли вам принять желаемое будущее?
Чувствовали ли вы внутренние препятствия, создаваемые умом?
Какие эмоции вы создали и заметили?


Упражнение «Sic Volo»


Цель: развитие воли, обретение уверенности в себе, ощущение внутренней свободы.
Инструкция: Эта техника поможет развить волю. Воля - это не только и не столько способность «заставлять себя», сколько ощущение внутренней свободы. В русском языке «воля» исконно является синонимом «свободы».
Сама техника довольно проста. Главное - разумное осознание и принятие рациональных идей. Положите перед собой лист формата А4 (можно больше). Расположите его горизонтально. У левого края выпишите столбиком десять дел, которые вы сегодня сделали. Желательно писать именно то, что вы сделали, а не делали. Старайтесь писать конкретные дела (не «сходил на работу», а «пришел на работу», «принял участие в совещании» и т.д.; не «отдыхала», а «выпила чай», «почитала книгу» и т.д.). Не бойтесь писать какие-то чисто бытовые дела - первое, что приходит в голову, то и выписывайте. Если упустите какое-то важное дело - тут ничего страшного нет.
Справа от каждого дела поставьте обратную стрелочку (^«). И напишите зачем вы это сделали, какую цель тем самым вы преследовали. Писать можно все, что угодно. Вероятно, что два дела вы совершили, исходя из одной и той же причины. Не надо второй раз писать причину. Просто от причины проведите стрелку ко второму (третьему) делу.
Теперь у вас имеется список причин. Но у каждой этой причины тоже может быть причина. Например, у дела «позавтракал» может быть причина «мне надо быть здоровым и энергичным». У этой причины может быть причина, скажем, «таково требование моего организма». Или, например, у дела «посмотрела новости по телевизору» может быть причина «я хочу быть в курсе последних событий в мире». У этой причины тоже может быть причина: «а вдруг я пропущу что-то важное?».
Вы получите новый ряд причин. Постарайтесь у этих причин тоже найти свои причины. Одним словом, ищите у причин причины, пока это можно. Конечно, этот процесс не может продолжаться вечно, и рано или поздно вы остановитесь на первопричинах своих дел и поступков. У вас может где-то получиться замкнутый круг. Вроде такого: «Выпил пиво - хотелось расслабиться - я люблю расслабляться в компании друзей - мне нужно общение - без общения мне сложно расслабляться - иногда надо расслабиться...». В таком случае вам необходимо определиться, что есть причина чего, и избавиться от «порочного круга».
Если очень хочется, то к одному делу или причине можно подвести две стрелки. Таким образом, в ваших делах могут сойтись разные интересы.
Несложно догадаться, что большинство первопричин подпадает под одну из следующих категорий: «существуют объективные потребности моего организма, которые я не могу игнорировать», «это требует мой долг», «это просто привычка, от которой я пока не готов отказаться», «вышло как- то случайно, я это не собирался делать».
И вот вы закончили рисовать схему... Нашли все первопричины... При этом все первопричины совершенно объективны, и у вас даже имеется некоторое чувство удовлетворения от того, что вы ловко разложили все по полочкам. Но хорошо ли это?
Предположим, что вы приютили бездомную кошку. Ухаживаете за ней, кормите. Какова причина этого? Можно написать, что это долг, разумеется. Но если у вашего мужа или жены аллергия на шерсть, а вы и не собираетесь отказываться от кошки? У вас может быть и другой долг, заботиться о ближнем...
Если в подобных случаях вы не знаете, что указать в качестве первопричины, то напишите просто: «Я так хочу». Или даже лучше по-латински, чтобы придать вес, фундаментальность вашим словам: «Sic volo».
И это будет означать, что вы готовы и впредь продолжать подобный «произвол». Да, потом это может привести к каким-то негативным последствиям или это может привести к чему-то прекрасному. Вам и только вам отвечать за это. Но при этом вам и только вам получать потом слова благодарности за то, что вы когда-то имели смелость сказать: «Sic volo».


Вопросы для обсуждения
1. Для чего возможно и необходимо развивать и корректировать мотивацию достижения?
2. На что направлена мотивация достижения?
3. Какие формы, методы и технологии психокоррекционной работы можно использовать для развития мотивации?
4. Чем мотивация достижения отличается от мотивации избегания?
5. Какие элементы мотивации достижения целесообразно подвергать коррекционно-развивающей работе?
Источник: Кибальченко И. А. Психология креативности, одаренности и гениальности : учебник / И. А. Кибальченко, Т. В. Эксакусто ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021. - 237 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.