Казанцева Альбина Вячеславовна студентка Научный руководитель Штерц Ольга Михайловна канд. психол. наук, доцент Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Елабуга, Республика Татарстан Эмоциональный интеллект выступает одним из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Он внесен в 2020 году экспертами Всемирного экономического форума в топ-10 наиболее важных навыков.
Д.В. Люсин определял эмоциональный интеллект как «способность к пониманию и управлению эмоциями, как своими собственными, так и чужими», именно этим определение мы будем пользоваться в нашей научной работе [1, с. 3]. Факультативные занятия в средней школе предполагают развитие творческого потенциала, углубления знаний по предмету и формирование самосознания. Именно этим целям отвечает разработанные нами занятия по развитию эмоционального интеллекта на факультативных занятиях по литературе. Контингент участников школьного клуба - обучающиеся младшего подросткового возраста (10-12/13 лет). Школьники принимают участие на добровольной основе (с предварительного письменного согласия родителей). Встречи проходят 2 раза в месяц в форме внеурочного занятия.
Цель: развитие эмоционального интеллекта учащихся с помощью метода сказкотерапии при обучении написанию волшебных сказок
Задачи.
1. Образовательные: - развивать умение писать сюжеты сказок. 2. Развивающие: - развивать самосознание учащихся; - развивать эмпатию. 3. Воспитательные: - содействовать формированию эмоционально-волевой сферы учащихся. Оборудование: тетрадочки для записей каждому ученику, подбор сказок, презентация, анкета-профиль героя, карточки, с указанными на них эмоциями (печаль, страх, гнев (злость), интерес). Занятие 1 У: Здравствуйте, ребята. Меня зовут ... и это наше первое занятие по развитию эмоционального интеллекта. Мы с вами будем развивать свой эмоциональный интеллект и с его помощью в конце наших занятий каждый из вас научится понимать как свои эмоции, так и эмоции героев. А это поможет вам самостоятельно написать увлекательную сказку в конце всех наших занятий. У: Я уверена, что каждый из вас знает хотя бы одну сказку. Скажите, пожалуйста, как обычно начинаются сказки? Ш: «Жили-были.», «В некотором царстве, в некотором государстве.», «В некотором царстве, за тридевять земель - в тридесятом государстве жил-был.» (учитель дублирует слова учащихся на доске). У: Хорошо, а теперь давайте по порядку. Каких главных героев сказок вы знаете? Ш: Иван-дурак, Иван-царевич, Марья Моревна, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, морской царь, Морозко, царь-девица, Елена, Емеля, падчерица, солдат, Алёнушка и т. д. У: Выберите, пожалуйста, героя. Думаю, многие из вас играли в компьютерные игры и знают, что там есть профиль героя, где отражены его характеристики. Предлагаю и вам составить игровой профиль своего героя. Впишите те значения, которыми, по вашему мнению, обладает ваш герой. (Раздать заготовленные заранее анкеты героя, где указаны имя героя, вес, рост, возраст, внешность, эмоция). У: вас есть 50 монет, в начале нужно обязательно отдать по 10 очков основным параметрам: сила, ловкость, интеллект, здоровье. Вы приходите в магазин и на оставшиеся 10 монет вы можете приобрести умения. (каждое стоит по 2 очка). У: Отлично! Нами заготовлены карточки, пожалуйста вытяните каждый по карточке. На карточке написана одна из эмоций, впишите её в анкету вашего героя. Именно под влиянием этой эмоции ваш герой будет находиться в самом начале произведения. (Заранее заготовить карточку со следующими эмоциями: печаль, страх, злость, интерес). У: У нас у героя есть имя и возраст. Но мы совсем забыли указать его родителей, место его проживания и историю жизни. Пожалуйста, опишите кратко историю жизни вашего героя, может быть увлечения, ценности и т. п. У: Ребята, кто хочет может поделиться историей своего персонажа. (Учащиеся по желанию зачитывают историю своего героя). У: Вы большие молодцы! Давайте подведём итог нашего занятия, кто может сформулировать с чем мы сегодня познакомились? Ш: Мы вспомнили героев сказок и создали своего собственного героя. У: Верно. На следующем уроке мы продолжим создавать сказку про того героя, который у вас получился. До свидания! Занятие 2 У: Здравствуйте, дорогие ребята! На прошлом занятии мы с вами выбрали себе главного героя нашей сказки. Подумайте или вспомните, что обычно происходит после того, как мы знакомимся с главным героем? Ш: С ним приключается беда. Его отправляют к Бабе-Яге. У него похищают невесту. Он идёт спасать царскую дочь. У него похищают коня. Его пытаются отравить. По воле батюшки он отправляется на поиски невесты. На него нападают. У: Вы всё верно говорите. Давайте вспомним сказку о царевне-Несмеяне. А вы подумайте по какой причине царевна никогда не смеётся и что бы вы посоветовали ей попробовать сделать? (Учитель читает сказку). Ш: Царевне скучно, у неё нет никаких хобби, у неё нет подруг, она ничем не занимается (не рисует, не поёт, не работает, не учится), не помогает людям, у неё нет смысла в жизни. Ей можно посоветовать путешествовать, пойти чему-нибудь учиться, начать помогать людям. У: Вы абсолютно правы. Как вы думаете какая преобладающая эмоция у царевны Несмеяны? Ш: Грусть, печаль. У: Верно. А вы знали, что каждая эмоция указывает на то, чего нам не хватает, что нам необходимо восполнить? Например, печаль указывает на то, что мы что-то потеряли, утратили, чего-то лишились. Или не позволяем себе делать то, что нам хочется. (описание и изображение дублируются в презентации). Сможете ли вы привести примеры из жизни, когда вы печалились? Ш: Да, когда у нас забрали папу на спецоперацию. Когда умер дедушка. Когда родители не отпустили в гости. Когда не получилось самому пройти уровень в игре. Когда не получилось задуманное (например, путешествие не состоялось или не получилось испечь пирог). У: Как вы себя чувствовали? Что вам хотелось сделать в этот момент? Ш: Заплакать. Было ощущение несправедливости. Не сбылось то, чего хотелось. Хотелось убежать, спрятаться, чтобы тебя никто не видел. Хотелось прибежать к родителям и обнять их, понять, что ты не один. У: Спасибо, что вы поделились своими переживаниями. И вы прочувствовали и описали эту эмоцию очень верно. А ещё, вы правы, она помогает сблизить людей, учит чувствовать состояние другого человека. У: Хочу подсказать вам одну интересную методику, в которой можно найти ответ на вопрос «Что делать, когда вы чувствуете эмоцию печали?». Во-первых, необходимо признать что вы испытываете эмоцию печали и позволить себе её прожить вне зависимости от вашего пола и возраста. Для меня самой эффективной техникой являются объятия. Я прошу близких людей, чтобы они меня обняли. Но что делать, если нет возможности обнять другого человека. Тогда нужно позаботиться о себе самому. Приобнять себя двумя руками и погладить по плечам сверху вниз. Тем самым мы создаем ситуацию для нашего мозга и тела, когда нас в детстве так обнимали. И наш мозг даёт организму сигнал о том, что он в безопасности. У: А сейчас я предлагаю вам пересказать сказку «Царевна-Несмеяна», но подойти к этому творчески. Ввести в повествование своего героя и пересказать сказку от его лица. Представить его одним из участников этих событий. Или представить, что эта история произошла с вашим героем. Обратите внимание на те эмоции, которые испытывает ваш герой в ходе этой истории. Ш: (Зачитывают свои творческие пересказы). У: У каждого из вас получилась удивительная сказочная история, кто- то дополнил её, кто-то столкнулся с тем, что испытывал совсем иные чувства, чем после первого прочтения или не мог знать о том, что случилось с другим героем. Мне кажется, всё это нужно учитывать и в обычной жизни, когда мы выдвигаем поспешные суждения о человеке, не зная в какой ситуации он на самом деле сейчас находится и почему поступает именно таким образом, выражает именно такие эмоции, не можем догадаться о том, что он чувствует. Помните об этом. А мы с Вам прощаемся до следующего занятия. Здесь описаны лишь 2 первых конспекта занятий по развитию эмоционального интеллекта. Предполагается, что каждое последующее занятие посвящается определенному сюжетному повороту сказки и определенной эмоции. В конце всех занятий учащиеся смогу познакомиться с базовыми эмоциями и потребностями, которые за ними стоят, а также расширят знания о сюжетных ходах, описанных Проппом [2, 48-49].
Список литературы 1. Люсин Д.В. Новая методика измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психол. диагностика. - 2006. - №4. - С. 3-22. EDN VZMIFN 2. Пропп В.Я. Морфология русской волшебной сказки / В.Я. Пропп; под ред. С.Ф. Ольденбурга. // Сказочная комиссия в 1926 году. Обзор работ. - Л.: Государственное Русское географическое общество. - 1927. - С. 48-49. Источник: Технопарк универсальных педагогических компетенций материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 23 июня 2023 г.) / гл. ред. Ж. В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары : Среда, 2023. - 296 с.
|