На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика пед.коллектива Методика оценки деятельности учителя на уроке (МОРУ) Л. М. Митиной
Методика оценки деятельности учителя на уроке (МОРУ) Л. М. Митиной
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика пед.коллектива

Методика позволяет оценить компетенции педагога, относящиеся к организации урока:
- получение учителем информации о запросах обучающегося и его продвижении в обучении; демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения учебного материала (вербального письменного);
- организация учителем времени урока, пространства класса, учебных пособий и ИКТ;
- общение, взаимодействие учителя и обучающихся на уроке;
- демонстрация учителем соответствующих методов обучения;

 

- поддержание учителем на уроке творческой (креативной) атмосферы;
- поддержание учителем на уроке приемлемого поведения обучающихся.
Данная методика позволяет не только фиксировать и оценивать реальный для каждого конкретного учителя уровень владения педагогическими компетентностями или его динамику во времени, но и сопоставлять их с уровнем, минимально необходимым для учителя Правила работы с методикой:
За каждое фиксируемое действие, обозначенное во втором столбике (А, Б, В, Г) - ставится 1 балл. Затем подсчитывается средний балл по каждой компетенции. Например, компетенция 2 имеет 3 составляющих, следовательно сумму полученных баллов нужно разделить на 3.

 

Педагогические
компетентности

Индикаторы компетентностей

Оценка

1. Получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении

1. Оценивание продвижения ученика на уроке:

  1. Контролирует отдельные слабые (сильные) стороны обучающихся;

Б) Требует ответ от конкретных обучающихся для оценивания;

  1. Обучающиеся побуждаются оценивать свою собственную работу или работу друг друга;

Г) Ищут причины трудностей и непонимания в работе обучающихся

 

2. Демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения материала

  1. Использование приемлемого вербального объяснения:

А) Записи обучающихся четкие; Б) Прочтение записей правильное; В) Техника языка правильная; Г) Использование языка правильное

  1. Использование приемлемого вербального объяснения:
  2. Дикция способствует пониманию речи учителя;

Б) Подача материала (объем/скорость) нормальная;

  1. Устная речь правильная; Г) Произношение правильное.
  2. Демонстрация владения учебным предметом:
  3. Демонстрация материала (информация) точна, своевременна;

Б) Комментарии и реакция на вопросы обучающихся точны, адекватны;

  1. Содержание материала предъявляется в логической последовательности;

Г) Предоставляется возможность для разных уровней усвоения материала

 

Педагогические
компетентности

Индикаторы компетентностей

Оценка

3. Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий и ИКТ в целях обучения

  1. Уделение времени рутинным задачам:
  2. Привлекается внимание учащихся перед объяснением материала;

Б) Исходные указания по плану урока ясные, полные;

  1. Учебные пособия и средства обучения легко доступны для обучающихся;

Г) Эффективность работы класса стимулируется передачей обучающимся функций учителя.

  1. Эффективное использование времени урока:
  2. Обучение начинается с началом урока; Б) Нет ненужных задержек на уроке;
  3. Нет нежелательных отступлений на уроке;

Г) Обучение продолжается до конца урока.

  1. Создание внешних условий, благоприятствующих обучению:
  2. Классная комната в порядке, чистоте;

Б) учебная активность совместима с окружающими условиями;

  1. Стенды благоприятствуют обстановке (условиям обучения);

Г) Учебные пособия расположены упорядоченно (удобно для обучающихся) или учитель ведет урок не в своем кабинете

 

Педагогические
компетентности

Индикаторы компетентностей

Оценка

4. Общение, взаимодействие учителя с обучающимися

  1. Объяснения, связанные с содержанием урока:
  2. Объяснения содержания ясны и даются с использованием подходящих слов и терминов;

Б) Общение адекватно, ошибок в общении мало;

  1. Используемые примеры иллюстрируют содержание;

Г) Основные, наиболее трудные моменты материала, выделены.

  1. Разъяснения при непонимании материала обучающимися:
  2. Определение областей непонимания материала и повторное объяснение;

Б) Стремление к устранению непонимания материала;

  1. Использование различных слов, примеров;

Г) Разъяснения даются индивидуально, для небольших групп обучающихся или не являются необходимыми, на уроке нет неясностей.

  1. Использование реакций, вопросов обучающихся при изложении содержания материала учителем:
  2. Пояснения (вопросы, примеры) запрашиваются у обучающихся;

Б) Выясняются обучающиеся, желающие дать пояснения (или нет);

  1. Реакции и идеи обучающихся принимаются с благодарностью;

Г) Идеи обучающихся разрабатываются (используются) на уроке

  1. Предъявление информации обучающимся об их прогрессе:
  2. Ожидания относительно результатов обучающихся сообщаются сразу же;

Б) Особая обратная связь предоставляется обучающимся при неадекватном выполнении учебной задачи;

  1. Особая обратная связь предоставляется обучающимся при адекватном выполнении учебной задачи;

Г) Обучающимся предоставляются предложения по улучшению выполнения учебной работы (такие предложения не требуются)

 

Педагогические
компетентности

Индикаторы компетентностей

Оценка

5. Демонстрация учителем соответствующих методов обучения

  1. Приемлемое использование методов обучения:
  2. Каждый метод обучения соответствует цели обучения;

Б) Один из методов используется приемлемо;

  1. Два или больше методов используются приемлемо;

Г) Каждый метод используется приемлемо.

  1. Адаптация обучения к обучающимся:
  2. Обучение соответствует особенностям обучающихся;

Б) Все обучающиеся имеют возможность участвовать в двух или более видах учебной активности;

  1. Соответствующее время отводится для достижения поставленной учебной цели;

Г) Обучающиеся и учитель взаимодействуют как две группы.

  1. Использование средств обучения и учебных материалов:
  2. Средства обучения соответствуют осоен-но- стям обучающихся, целям обучения;

Б) Средства обучения используются без каких- либо затруднений;

  1. Учебные материалы соответствуют особенностям обучающихся, целям обучения;

Г) Учебные материалы используются без отвлечения внимания обучающихся

  1. Осуществление активности в логической последовательности:
  2. Урок начинается со стимулирующего введения;

Б) Устанавливается необходимая связь с пройденным материалом;

  1. Учебные активности следуют в логическом порядке;

Г) Урок заканчивается логично

 

Педагогические
компетентности

Индикаторы компетентностей

Оценка

6. Поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке

  1. Передача личного энтузиазма:
  2. Энтузиазм передается посредством зрительного контакта, мимики;

Б) Энтузиазм передается посредством голосовых интонаций и модуляций;

  1. Энтузиазм передается энергичной позой;

Г) Энтузиазм передается жестами

  1. Стимуляция интереса обучающихся:
  2. Формулируется важность темы урока по отношению к содержанию учебного предмета, жизни; Б) Используются интересные, необычные аспекты темы;
  3. Интерес стимулируется с помощь вопросов, юмора;

Г) Урок персонализируется с помощью опыта обучающихся.

  1. Демонстрация теплоты и дружелюбия:
  2. Приятный тон голоса, зрительного контакта;

Б) Имена обучающихся используются в теплой, дружеской манере;

  1. Теплота. дружелюбность демонстрируются посредством улыбок, юмора;

Г) Теплота, дружелюбие демонстрируются путем стояния, сидения рядом с обучающимся.

  1. Помощь обучающимся в выработке позитивной самооценки:
  2. Речь учителя свободна от сарказма и насмешек; Б) Учитель ведет себя с обучающимися тактично, вежливо, уважительно;
  3. Персонализированное поощрение за хорошую работу;

Г) Персонализированное одобрение, поддержка при столкновении с трудностями в работе.

 

Педагогические
компетентности

Индикаторы компетентностей

Оценка

7. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников

  1. Поддержание включенности обучающихся в урок:
  2. Варьирование стимуляции путем изменения голоса, движений учителя;

Б) Поиск активного включения в работу пассивных обучающихся;

  1. Поощрения участия обучающихся в работе;

Г) 85% или больше времени обучающиеся проводят за решением разного рода задач.

  1. Руководство обучающимися, не включенными в учебную работу:
  2. Использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения этих обучающихся в учебную работу;

Б) Использование вербальных средств воздействия в целях вовлечения этих обучающихся в учебную работу;

  1. Использование средств поддержания внимания этих обучающихся на учебной работе

Г) Отсутствие неучебного поведения.

  1. Соблюдение обучающимися определенных ожиданий относительно их поведения:
  2. Ожидания относительно поведения ясны обучающимся;

Б) Поддержание постоянных ожиданий относительно поведения;

  1. Обучающимся предоставлена вербальная (невербальная) связь относительно неприемлемого поведения.
  2. Воздействие на нарушение дисциплины:
  3. Управление поведением всего класса во время урока;

Б) Обучающиеся редко нарушают течение урока;

  1. Обучающиеся, нарушающие течение урока, сталкиваются с быстрой реакцией учителя (или остаются без внимания)

Г) Обучающиеся, нарушающие порядок на уроке, сталкиваются с соответствующей реакцией учителя (не остаются без внимания)

  1. Использование приемов, методов для развития внимания, памяти, мышления учащихся:

А) В планировании урока выделены предусмотрены специальные приемы для развития познавательных способностей учащихся Б) Приемы подразумеваются

 

Итого

 

 

3. СХЕМА СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА УРОКА

Структурные
элементы

Уровень выраженности структурных элементов

Примечание

1.

Учебная
мотивация

  1. уровень. Равнодушное или негативное отношение учащихся к деятельности
  2. уровень. Доброжелательность, заинтересованность учебным материалом)
  3. уровень. Позитивные эмоции, познавательный интерес к содержанию
  4. уровень. Высокий познавательный интерес (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал)

 

2.

Целеполагание

  1. уровень. Цель урока определяется учителем
  2. уровень. Цель урока согласуется в обсуждении с учениками
  3. уровень. Оформляются несколько целей урока (учителем - для себя, учениками - для себя)

 

3.

Характер
учебных
заданий

1уровень. Репродуктивный (выполнение по образцу)
2уровень. Репродуктивный с включением самостоятельной работы Зуровень. Поисковый, творческий

 

4.

Формы
организации
взаимодействия

  1. самостоятельная;
  2. работа в парах;
  3. работа в группах;
  4. индивидуальная;
  5. фронтальная

 

Структурные
элементы

Уровень выраженности структурных элементов

Примечание

5.

Управление познавательной деятельностью школьника и характеристика
деятельности учащихся на уроке

  1. уровень

Ученик:
-принимает проблемную ситуацию, заданную учителем; принимает цели и задачи, поставленные учителем; использует предложенный алгоритм действий; использует предложенные ресурсы

  • уровень

Ученик: принимает проблемную ситуацию, заданную учителем; ставит цель, формулирует задачи по достижению заданной цели; выбирает алгоритм решения задачи из предложенных алгоритмов; выбирает необходимые ресурсы; самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своих действий.

  • уровень

Ученик: самостоятельно выявляет и формулирует проблему; ставит цель, определяет задачи, способы достижения цели и предполагаемые результаты; создаёт алгоритм действий; находит ресурс для выполнения действий; соотносит запланированный и полученный результат; планирует свою дальнейшую деятельность.

 

6.

Методы, используемы е на уроке

  1. репродуктивный метод
  2. объяснительно-иллюстративный метод
  3. проблемное изложение/проблемный;
  4. эвристический;
  5. интерактивные методы;
  6. исследовательский;
  7. проектная деятельность;
  8. использование ЦОР.

 

7.

Качество
взаимодей
ствия
учащихся

  1. уровень. Соблюдают речевые нормы и процедуры работы в группе.
  2. уровень. Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе.
  3. уровень. Очевидное сотрудничество, кооперация, адекватные цели, совместная ответственность, успешно справляются с конфликтной ситуацией

 

8.

Организация обратной связи на уроке

  1. уровень. Обратная связь на уровне контроля педагога: учитель спрашивает - ученик отвечает, ОС о правильности выполнения заданий, субъект-объектные отношения.
  2. уровень. Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п.), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи. Отношения строятся на уровне «субъект - объект/субъект». При организации обратной связи учитель частично учитывает индивидуальность и способности учащихся.
  3. уровень. Субъект/субъектное взаимодействие между учителем и учащимися, учащихся между собой; обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися); рефлексия, самооценка не только результата, но и процесса деятельности.

 

9.

Система
оценивания
достижений
учащихся

  1. уровень. Педагог оценивает без обсуждения.
  2. уровень. Включение учащихся в обсуждение результата.
  3. уровень. Самооценка учащихся, взаимное оценивание, рефлексивное оценивание на основании критериев.

 

10

Рефлексивны й анализ урока

  1. уровень. Ученики высказываются по поводу результата урока
  2. уровень. Ученики оценивают результат и процесс деятельности
  3. уровень. Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности

 

11

Степень
достижения
цели
урока

  1. уровень. Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем
  2. уровень. Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками
  3. уровень. Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза, присутствует позитивный эмоциональный отклик.

 

Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в П37 образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.