Методика позволяет оценить компетенции педагога, относящиеся к организации урока: - получение учителем информации о запросах обучающегося и его продвижении в обучении; демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения учебного материала (вербального письменного); - организация учителем времени урока, пространства класса, учебных пособий и ИКТ; - общение, взаимодействие учителя и обучающихся на уроке; - демонстрация учителем соответствующих методов обучения;
- поддержание учителем на уроке творческой (креативной) атмосферы; - поддержание учителем на уроке приемлемого поведения обучающихся. Данная методика позволяет не только фиксировать и оценивать реальный для каждого конкретного учителя уровень владения педагогическими компетентностями или его динамику во времени, но и сопоставлять их с уровнем, минимально необходимым для учителя Правила работы с методикой: За каждое фиксируемое действие, обозначенное во втором столбике (А, Б, В, Г) - ставится 1 балл. Затем подсчитывается средний балл по каждой компетенции. Например, компетенция 2 имеет 3 составляющих, следовательно сумму полученных баллов нужно разделить на 3.
Педагогические компетентности
|
Индикаторы компетентностей
|
Оценка
|
1. Получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении
|
1. Оценивание продвижения ученика на уроке:
- Контролирует отдельные слабые (сильные) стороны обучающихся;
Б) Требует ответ от конкретных обучающихся для оценивания;
- Обучающиеся побуждаются оценивать свою собственную работу или работу друг друга;
Г) Ищут причины трудностей и непонимания в работе обучающихся
|
|
2. Демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения материала
|
- Использование приемлемого вербального объяснения:
А) Записи обучающихся четкие; Б) Прочтение записей правильное; В) Техника языка правильная; Г) Использование языка правильное
- Использование приемлемого вербального объяснения:
- Дикция способствует пониманию речи учителя;
Б) Подача материала (объем/скорость) нормальная;
- Устная речь правильная; Г) Произношение правильное.
- Демонстрация владения учебным предметом:
- Демонстрация материала (информация) точна, своевременна;
Б) Комментарии и реакция на вопросы обучающихся точны, адекватны;
- Содержание материала предъявляется в логической последовательности;
Г) Предоставляется возможность для разных уровней усвоения материала
|
|
Педагогические компетентности
|
Индикаторы компетентностей
|
Оценка
|
3. Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий и ИКТ в целях обучения
|
- Уделение времени рутинным задачам:
- Привлекается внимание учащихся перед объяснением материала;
Б) Исходные указания по плану урока ясные, полные;
- Учебные пособия и средства обучения легко доступны для обучающихся;
Г) Эффективность работы класса стимулируется передачей обучающимся функций учителя.
- Эффективное использование времени урока:
- Обучение начинается с началом урока; Б) Нет ненужных задержек на уроке;
- Нет нежелательных отступлений на уроке;
Г) Обучение продолжается до конца урока.
- Создание внешних условий, благоприятствующих обучению:
- Классная комната в порядке, чистоте;
Б) учебная активность совместима с окружающими условиями;
- Стенды благоприятствуют обстановке (условиям обучения);
Г) Учебные пособия расположены упорядоченно (удобно для обучающихся) или учитель ведет урок не в своем кабинете
|
|
Педагогические компетентности
|
Индикаторы компетентностей
|
Оценка
|
4. Общение, взаимодействие учителя с обучающимися
|
- Объяснения, связанные с содержанием урока:
- Объяснения содержания ясны и даются с использованием подходящих слов и терминов;
Б) Общение адекватно, ошибок в общении мало;
- Используемые примеры иллюстрируют содержание;
Г) Основные, наиболее трудные моменты материала, выделены.
- Разъяснения при непонимании материала обучающимися:
- Определение областей непонимания материала и повторное объяснение;
Б) Стремление к устранению непонимания материала;
- Использование различных слов, примеров;
Г) Разъяснения даются индивидуально, для небольших групп обучающихся или не являются необходимыми, на уроке нет неясностей.
- Использование реакций, вопросов обучающихся при изложении содержания материала учителем:
- Пояснения (вопросы, примеры) запрашиваются у обучающихся;
Б) Выясняются обучающиеся, желающие дать пояснения (или нет);
- Реакции и идеи обучающихся принимаются с благодарностью;
Г) Идеи обучающихся разрабатываются (используются) на уроке
- Предъявление информации обучающимся об их прогрессе:
- Ожидания относительно результатов обучающихся сообщаются сразу же;
Б) Особая обратная связь предоставляется обучающимся при неадекватном выполнении учебной задачи;
- Особая обратная связь предоставляется обучающимся при адекватном выполнении учебной задачи;
Г) Обучающимся предоставляются предложения по улучшению выполнения учебной работы (такие предложения не требуются)
|
|
Педагогические компетентности
|
Индикаторы компетентностей
|
Оценка
|
5. Демонстрация учителем соответствующих методов обучения
|
- Приемлемое использование методов обучения:
- Каждый метод обучения соответствует цели обучения;
Б) Один из методов используется приемлемо;
- Два или больше методов используются приемлемо;
Г) Каждый метод используется приемлемо.
- Адаптация обучения к обучающимся:
- Обучение соответствует особенностям обучающихся;
Б) Все обучающиеся имеют возможность участвовать в двух или более видах учебной активности;
- Соответствующее время отводится для достижения поставленной учебной цели;
Г) Обучающиеся и учитель взаимодействуют как две группы.
- Использование средств обучения и учебных материалов:
- Средства обучения соответствуют осоен-но- стям обучающихся, целям обучения;
Б) Средства обучения используются без каких- либо затруднений;
- Учебные материалы соответствуют особенностям обучающихся, целям обучения;
Г) Учебные материалы используются без отвлечения внимания обучающихся
- Осуществление активности в логической последовательности:
- Урок начинается со стимулирующего введения;
Б) Устанавливается необходимая связь с пройденным материалом;
- Учебные активности следуют в логическом порядке;
Г) Урок заканчивается логично
|
|
Педагогические компетентности
|
Индикаторы компетентностей
|
Оценка
|
6. Поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке
|
- Передача личного энтузиазма:
- Энтузиазм передается посредством зрительного контакта, мимики;
Б) Энтузиазм передается посредством голосовых интонаций и модуляций;
- Энтузиазм передается энергичной позой;
Г) Энтузиазм передается жестами
- Стимуляция интереса обучающихся:
- Формулируется важность темы урока по отношению к содержанию учебного предмета, жизни; Б) Используются интересные, необычные аспекты темы;
- Интерес стимулируется с помощь вопросов, юмора;
Г) Урок персонализируется с помощью опыта обучающихся.
- Демонстрация теплоты и дружелюбия:
- Приятный тон голоса, зрительного контакта;
Б) Имена обучающихся используются в теплой, дружеской манере;
- Теплота. дружелюбность демонстрируются посредством улыбок, юмора;
Г) Теплота, дружелюбие демонстрируются путем стояния, сидения рядом с обучающимся.
- Помощь обучающимся в выработке позитивной самооценки:
- Речь учителя свободна от сарказма и насмешек; Б) Учитель ведет себя с обучающимися тактично, вежливо, уважительно;
- Персонализированное поощрение за хорошую работу;
Г) Персонализированное одобрение, поддержка при столкновении с трудностями в работе.
|
|
Педагогические компетентности
|
Индикаторы компетентностей
|
Оценка
|
7. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников
|
- Поддержание включенности обучающихся в урок:
- Варьирование стимуляции путем изменения голоса, движений учителя;
Б) Поиск активного включения в работу пассивных обучающихся;
- Поощрения участия обучающихся в работе;
Г) 85% или больше времени обучающиеся проводят за решением разного рода задач.
- Руководство обучающимися, не включенными в учебную работу:
- Использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения этих обучающихся в учебную работу;
Б) Использование вербальных средств воздействия в целях вовлечения этих обучающихся в учебную работу;
- Использование средств поддержания внимания этих обучающихся на учебной работе
Г) Отсутствие неучебного поведения.
- Соблюдение обучающимися определенных ожиданий относительно их поведения:
- Ожидания относительно поведения ясны обучающимся;
Б) Поддержание постоянных ожиданий относительно поведения;
- Обучающимся предоставлена вербальная (невербальная) связь относительно неприемлемого поведения.
- Воздействие на нарушение дисциплины:
- Управление поведением всего класса во время урока;
Б) Обучающиеся редко нарушают течение урока;
- Обучающиеся, нарушающие течение урока, сталкиваются с быстрой реакцией учителя (или остаются без внимания)
Г) Обучающиеся, нарушающие порядок на уроке, сталкиваются с соответствующей реакцией учителя (не остаются без внимания)
- Использование приемов, методов для развития внимания, памяти, мышления учащихся:
А) В планировании урока выделены предусмотрены специальные приемы для развития познавательных способностей учащихся Б) Приемы подразумеваются
|
|
Итого
|
|
|
3. СХЕМА СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА УРОКА
№
|
Структурные элементы
|
Уровень выраженности структурных элементов
|
Примечание
|
1.
|
Учебная мотивация
|
- уровень. Равнодушное или негативное отношение учащихся к деятельности
- уровень. Доброжелательность, заинтересованность учебным материалом)
- уровень. Позитивные эмоции, познавательный интерес к содержанию
- уровень. Высокий познавательный интерес (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал)
|
|
2.
|
Целеполагание
|
- уровень. Цель урока определяется учителем
- уровень. Цель урока согласуется в обсуждении с учениками
- уровень. Оформляются несколько целей урока (учителем - для себя, учениками - для себя)
|
|
3.
|
Характер учебных заданий
|
1уровень. Репродуктивный (выполнение по образцу) 2уровень. Репродуктивный с включением самостоятельной работы Зуровень. Поисковый, творческий
|
|
4.
|
Формы организации взаимодействия
|
- самостоятельная;
- работа в парах;
- работа в группах;
- индивидуальная;
- фронтальная
|
|
№
|
Структурные элементы
|
Уровень выраженности структурных элементов
|
Примечание
|
5.
|
Управление познавательной деятельностью школьника и характеристика деятельности учащихся на уроке
|
- уровень
Ученик: -принимает проблемную ситуацию, заданную учителем; принимает цели и задачи, поставленные учителем; использует предложенный алгоритм действий; использует предложенные ресурсы
Ученик: принимает проблемную ситуацию, заданную учителем; ставит цель, формулирует задачи по достижению заданной цели; выбирает алгоритм решения задачи из предложенных алгоритмов; выбирает необходимые ресурсы; самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своих действий.
Ученик: самостоятельно выявляет и формулирует проблему; ставит цель, определяет задачи, способы достижения цели и предполагаемые результаты; создаёт алгоритм действий; находит ресурс для выполнения действий; соотносит запланированный и полученный результат; планирует свою дальнейшую деятельность.
|
|
6.
|
Методы, используемы е на уроке
|
- репродуктивный метод
- объяснительно-иллюстративный метод
- проблемное изложение/проблемный;
- эвристический;
- интерактивные методы;
- исследовательский;
- проектная деятельность;
- использование ЦОР.
|
|
7.
|
Качество взаимодей ствия учащихся
|
- уровень. Соблюдают речевые нормы и процедуры работы в группе.
- уровень. Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе.
- уровень. Очевидное сотрудничество, кооперация, адекватные цели, совместная ответственность, успешно справляются с конфликтной ситуацией
|
|
8.
|
Организация обратной связи на уроке
|
- уровень. Обратная связь на уровне контроля педагога: учитель спрашивает - ученик отвечает, ОС о правильности выполнения заданий, субъект-объектные отношения.
- уровень. Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п.), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи. Отношения строятся на уровне «субъект - объект/субъект». При организации обратной связи учитель частично учитывает индивидуальность и способности учащихся.
- уровень. Субъект/субъектное взаимодействие между учителем и учащимися, учащихся между собой; обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися); рефлексия, самооценка не только результата, но и процесса деятельности.
|
|
9.
|
Система оценивания достижений учащихся
|
- уровень. Педагог оценивает без обсуждения.
- уровень. Включение учащихся в обсуждение результата.
- уровень. Самооценка учащихся, взаимное оценивание, рефлексивное оценивание на основании критериев.
|
|
10
|
Рефлексивны й анализ урока
|
- уровень. Ученики высказываются по поводу результата урока
- уровень. Ученики оценивают результат и процесс деятельности
- уровень. Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности
|
|
11
|
Степень достижения цели урока
|
- уровень. Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем
- уровень. Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками
- уровень. Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза, присутствует позитивный эмоциональный отклик.
|
|
Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в П37 образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с. |