Алекситимия в психологии
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Под алекситимией понимают сниженную способность к описанию своих эмоциональных состояний. Данное нарушение рассматривается рядом специалистов не как болезнь, а, скорее, как отдельная характеристика личности. Опасность алекситимии заключается в том, что она часто провоцирует психосоматические заболевания, а также может быть симптомом серьезных психических расстройств, например аутизма или шизофрении. Люди с алекситимией как бы вычеркивают чувства из своей жизни, заменяя их размышлением.

У них самым важным становится не прожить чувства, а понять что-то. На вопрос: «Что ты сейчас чувствуешь?», алекситимики часто отвечают: «Ничего не чувствую». Еще одной интересной особенностью является то, что алекситимики нередко путают эмоции с телесными ощущениями. Если их спросить, что они сейчас чувствуют, можно услышать в ответ «неудобно», «жмет», «давит», «тепло» и т. п.

Выделяют первичную и вторичную алекситимию. Первичная алекситимия объясняется дефектами развития мозга во внутриутробном развитии, последствиями родовой травмы, послеродовыми осложнениями и проявляется с раннего детства. Вторичная алекситимия развивается в результате психотравм, но чаще всего на фоне легких неврологических нарушений или минимальных мозговых дисфункций. Она может стать проявлением скрытой депрессии, повышенной тревожности, посттравматического стрессового расстройства. На развитие вторичной алекситимии определяющим образом влияет неправильное воспитание (отвергающее, противоречивое, гиперопека, гипоопека).

Алекситимия проявляется целым рядом особенностей характера, но признаки распространяются не только на эмоциональную сферу, но и на трудности в восприятии и словесном выражении собственных чувств. Это значит, что человек не лишен эмоций, он вполне способен ощущать весь их широкий спектр, но не в состоянии описать свои чувства. Этим объясняются также сложности в понимании эмоций других людей, склонность к одиночеству (обычно появляется у алек- ситимиков постепенно), ограниченная фантазия (неспособность к любой творческой деятельности, требующей проявления воображения), практически полное отсутствие ярких, сюжетных снов, хорошее логическое мышление без склонности к фантазированию, отрицание понятия интуиции.

Невыраженные чувства накапливаются в подсознании, также накапливаются и их телесные проявления. В итоге у людей нарушается соотношение гормонов в организме, развиваются психосоматические нарушения. Из-за подавляемых долгое время эмоций нередко развивается артериальная гипертензия, атеросклероз, ишемическая болезнь, колиты, гастриты, язвенная болезнь, бронхиальная астма, дерматиты различного происхождения, аллергические реакции, мигрени и прочие заболевания, нарушающие нормальную работу человеческого организма. Еще одним осложнением алекситимии может стать избыточный вес, так как неспособность выразить собственные чувства часто приводит к нерегулярному питанию. При этом лечение расстройства психики на фоне ожирения обычно представляет особую сложность для специалистов. Также подобное расстройство может стать причиной пристрастия человека к алкоголю или наркотическим веществам.

Для количественной оценки алекситимии чаще всего используется Торонтская шкала алекситимии (Toronto Alexithymia Scale), апробированная в институте им. В.М. Бехтерева . С помощью специального опросника можно определить уровень алекситимии.

Источник: Профилактика аддиктивного поведения студентов : метод. рекомендации / сост. : К. Э. Зборовский [и др.] ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск : БГУФК, 2020. - 60 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.