Страница 13 из 24
Адаптационный курс для первоклассников "Лесная школа"
Цель: Создание психологических условий для адаптации первоклассников к новой социальной ситуации, укрепление психологического здоровья детей. Задачи: 1. Формировать у первоклассников учебную мотивацию и положительное отношение к школе. 2. Показать детям позитивные модели поведения в школе, учить переносить опыт, полученный в игре в реальную жизнь. 3. Развивать навыки общения.
№ п.п.
|
Тема
|
Количество занятий
|
|
Создание "Лесной школы"
|
1
|
|
Смешные страхи
|
1
|
|
Игры в школе
|
1
|
|
Школьные правила
|
1
|
|
Отношение к школьным вещам принадлежностям
|
2
|
|
Отношение к урокам и школьным знаниям
|
2
|
|
Школьные трудности
|
1
|
|
Школьные конфликты
|
6
|
|
Дружная страна
|
1
|
Занятие №1
- Вступительное слово психолога.
- Игра "Необычное приветствие". Ребятам предлагается поприветствовать друг друга ладошками, локтями, носками, пятками и т.п.
- Игра – знакомство. "Имя и движение". Ребята по очереди называют своё имя и при этом показывают какое-нибудь движение. Вся группа хором повторяет имя ребенка и движение.
- Игра "Имя превратилось в животное". Дети придумывают в каких животных превратились их имена.
- Сказка "Создание лесной школы".
- Понравилась ли тебе "Лесная школа"?
- Понравился ли тебе учитель-еж?
- Похожа ли школа на ту, в которой учишься ты?
- А твоя учительница похожа ли на учителя ежа?
- Рисунок "Лесная школа".
Занятие №2
- Разминка "Изобрази животное". Дети по очереди изображают любимое животное, а остальные отгадывают его.
- Сказка "Смешные страхи". Обсуждение сказки.
- Почему зайчишка боялся школы?
- А ты не боишься идти в школу?
- Какие страшилки о школе ты знаешь?
- Рисование школьных страхов.
Занятие №3
- Игра "Связующая нить". Ребятам предлагается рассказать о своей любимой игре, о том, чем они любят заниматься в свое сводное время. Во время рассказа дети передают друг - другу клубок, который образует паутину. Для того, что бы её распутать надо вспомнить любимые игры каждого.
- Игра "Напёрсток". Ребятам необходимо найти наперсток. Он находится на видном месте в классе. Тот, кто найдет наперсток, должен сохранить находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни словами. Он просто должен сесть на свое место и тихо наблюдать за другими ребятами.
- Сказка "Игры в школе".
- В какие игры можно играть в школе?
- Можно ли играть в игры на уроках?
- Игра "Передай колокольчик по кругу". Ребята передают колокольчик друг-другу при условии, чтобы он не зазвенел.
Занятие №4
- Игра-разминка "Жест учительницы". Психолог с помощью жестов показывает ребятам просьбы, требования учителя. Они их угадывают.
- Сказка "Школьные правила"
- Что такое правило, как ты понимаешь?
- Какие правила существуют в "Лесной школе"? Понравились ли они тебе?
- Можем ли мы позаимствовать эти правила для нашей школы
- Игра "Инопланетяне и жители планеты Земля". Ребята делятся на две группы: инопланетян и жителей Земли. Жители планеты жестами должны рассказать инопланетянам о правилах поведения в школе.
- Игра "Школьный остров". Ребята из кусочков бумаги образуют островок, на котором нужно разместиться всем.
- Рефлексия. "Сегодня я понял …"
Занятие №5
- Игра-разминка "Передай воображаемый предмет по кругу".
- Игра "Картинки-загадки". Дети по очереди достают из коробки с изображением школьных принадлежностей и описывают их, не называя предмет. Остальные угадывают эту школьную принадлежность.
- Сказка "Как собрать портфель".
- Правильно ли Белочка собирала свой портфель?
- Какие предметы находились у нее в портфеле?
- Кто помогал белочке собирать портфель?
- А как вы собираете свой портфель, чтобы было удобно готовиться к урокам?
- Игра "Кто быстрее соберет портфель?"
- Рефлексия. "Сегодня я понял …"
Занятие №6
- Игра "Прикосновения". Ребятам предлагается совершить экскурсию по классу при этом, прикасаясь к тем предметам, качество которых называются. Например, прикоснитесь к чему-нибудь гладкому, холодному, теплому.
- Игра "Превращения школьных принадлежностей". Ребятам говориться о том, что отныне этот предмет может играть роль чего угодно, только не свою собственную. Роль какого другого предмета он может сыграть, нужно придумать и показать действия с ним.
- Сказка "Белочкин сон".
- Как чувствовали себя школьные принадлежности в белочкином портфеле? Хорошо ли им было там?
- Бережно ли относилась Белочка к своим вещам?
- Почему школьные вещи решили убежать к другому хозяину?
- Каких других литературных героев напоминает вам Белочка?
- А как ты относишься к своим школьным вещам?
- Рефлексия. "Сегодня я понял …"
Занятие №7
- Игра "Найди своего детеныша".
- Сказка "Ленивец".
- Почему Медвежонок не хотел учиться?
- Чем похож Медвежонок и ленивец?
- Как посоветовала мама избавиться Медвежонку от усталости?
- Устаешь ли ты иногда в школе?
- Как ты избавляешься от чувства усталости?
3. Игра "Аплодисменты по кругу". Один из детей начинает игру, подходит к любому из детей и дарит ему свои аплодисменты. Затем он вдвоем выбирают следующего ребенка, подходят к нему и дарят свои аплодисменты и т.д. 4. Рефлексия. "Сегодня я понял …"
Занятие №8
- Игра-разминка "Зеркало".
- Игра "Выполни задание". Детям предлагается нарисовать сложный узор.
- Сразу ли у тебя все получилось. Хотел ли ты бросить выполнять задание.
- Что ты думало себе
- Сказка "Когда молочные зубы сменились постоянными".
- Почему у крокодиленка не все получалось сразу? Что он думал о себе?
- Кто помог крокодиленку справиться с заданием?
- Что ты скажешь себе, если у тебя что-то не получается?
4. Игра на поддержку "Не упади в пропасть". 5. Рефлексия. "Сегодня я понял …"
Занятие №9
- Игра-разминка "Ладонь в ладонь". Ребята в парах преодолевают препятствия, при этом ладонями соприкасаясь друг с другом.
- Сказка "В одном лесу жила-была".
- Легко ли было учиться лисенку в школе?
- Все ли сразу у него получалось?
- Что думал о себе лисенок?
- Каким стал лисенок благодаря своему усердию и старанию?
- Как вы понимаете слова: "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается"?
- Как ты относишься к своим неудачам, ошибкам?
- Игра "Копилка трудностей". Детям предлагается назвать все то, что затрудняет учебу и огорчает его в школе.
- Что бы ты хотел научиться делать лучше, чем делаешь сейчас?
- Рисунок "Трудные ситуации". Лист бумаги делиться на четыре части. Ребята выполняют четыре маленьких рисунка к четырем выбранным ими трудностям.
6. Игра "Помоги мне". Ребята дают советы друг другу как поступить в трудной ситуации. 7. Игра - кричалка "Я хороший".
Занятие №10
- Игра "Канон". Ребята в кругу по очереди поднимают сначала правую руку, а затем левую руку.
- Сказка "Ябеда".
- Почему зверята называли кошечку ябедой?
- Как они относились к ябеде?
- Какой совет дал учитель-Ёж зверятам?
- А как вы относитесь к ябедам?
- Психогимнастический этюд "Ябедник". Мальчик мешает рисовать сидящим за столом ребятам. Он то забирает карандаши, то рисует на чужих рисунках. Дети прогоняют его. Мальчик бежит к учителю и говорит, что его обидели.
- Игра "Необычные картинки. Ребята передают свои начатые рисунки по кругу. Остальные дети дорисовывают их.
- Рефлексия. "Сегодня я понял …"
Занятие №11
- Игра "Кого не хватает". В центре круга ведущий прячет кого-нибудь из детей под покрывало дети в это время закрывают глаза. После дети отгадывают, кого в кругу не хватает.
- Игра "Мальчик – девочка наоборот".
- Сказка "Шапка-невидимка".
- Правильно ли вел себя мышонок в школе?
- Какими способами он обращал на себя внимание?
- Как шапка-невидимка помогла мышонку?
- Хотел бы ты, чтобы на тебя больше обращали внимание? Как это сделать?
- Игра "Мягкие игрушки". Одна из игрушек хочет забраться к тебе на руки, чтобы её согрели, чтобы она чувствовала себя счастливой. Ей нужно 10 крепких объятий. Помогите игрушке.
- Рефлексия. "Сегодня я понял …"
Занятие №12
- Игра "Да или нет по-болгарски". Психолог задаёт ребятам вопросы:
- Вы учитесь в первом классе, вашего учителя зовут, дети любят сладости и др. А ребята отвечают по-болгарски да (нет), нет (да)
- Сказка "Спорщик"
- Как в сказке выглядит Удивлялка, а как Отрицалка?
- Кто тебе больше понравился?
- На кого бы ты хотел быть похожим? Что для этого нужно?
- Чем спор отличается от дискуссии? О каких правилах дискуссии рассказал учитель Ёж?
- Дискуссия "Какие игры лучше: подвижные или настольные?". Ребята учатся высказывать своё мнение и аргументировать его.
- Игра "Да и нет". Ребята разбиваются на две группы и ведут между собой спор при помощи двух слов, да и нет. По сигналу спор прекращается. Приятно ли вам находиться в тишине после такого шума?
- Рефлексия "Сегодня я понял".
Занятие №13
- Игра "Топните те, кто …". Из числа детей выбирается водящий. Он обращается к остальным со словами: "Топните те, кто любит, например, сладости". Ребята отвечают притопом. Водящий запоминает тех, кто любит сладости и т.д.
- Игра "Узнай по голосу".
3. Сказка "Хвосты"
- Одинаково ли выглядели все лесные школьники?
- Из-за чего они поссорились между собой?
- Можно ли сказать что кто-то лучше или хуже других, если он выглядит не так как остальные?
- Игра "Шеренга". Психолог называет какой-либо, а ребята выстраиваются по этому признаку в шеренгу. Например, по росту, по цвету волос, по месяцам рождения?
5. Рефлексия "Сегодня я понял".
Занятие №14
- Психогимнастическое упражнение "Довольный - сердитый". Ребята ходят по классу и выражают чувства радости всеми возможными способами, мимикой, жестами. По сигналу превращаются в противоположное состояние – становятся сердитыми.
2. Сказка "Драки"
- Почему зверята затеяли драку? Что они при этом чувствовали?
- Какой совет им дал учитель Ёж?
- Что ты будешь делать, если рассердишься?
- Игра "Сердитая подушка".Ребятам предлагается попинать подушку, и отдать ей свои злинки.
- Игра "Камушек в ботинке". Ребята пытаются, используя простую метафору "Камушек в ботинке" рассказать о том какие они испытывают трудности, когда им что-то мешает, когда он на кого-нибудь сердятся, когда они обижены.
- Игра "Щит и меч". Ребята бьют о щит мячами, что способствует выходу напряжения, агрессии.
- Рефлексия "Сегодня я понял".
Занятие №15
- Игра "Волшебное слово". Ребята должны повторять движения ведущего, но только в том случае, если он добавит слово пожалуйста.
- Сказка "Грубые слова".
- Почему у медвежонка выскакивали грубые слова?
- Что чувствовали зверята, когда кто-то и них говорил грубое слово?
- Какой совет дал учитель Ёж?
- Приходилось ли тебе говорить кому-нибудь грубые слова, что ты тогда чувствовал?
- Что чувствуешь и что делаешь, когда тебе говорят грубые слова?
- Игра "Ругаемся овощами". Например: "Ты – огурец, ты – тыква".
- Игра "Хвалим друг-друга с помощью цветов".
- Рефлексия "Сегодня я понял".
Занятие №16
- Игра "Чьи ладошки?".
- Игра "Зоопарк".
- Сказка "Дружная страна".
- относиться друг к другу чтобы в классе царила дружба?
- Как нужно разрешать спорные ситуации?
- Игра "Ковер мира". Ребята создают из полотна "Ковер мира", который используют при решении спорных ситуаций
- Игра "Дерево дружбы". Ребята образуют дерево дружбы.
6. Рефлексия "Сегодня я понял".
|