Страница 9 из 24
Обследование детей с трудностями в обучении Планирование коррекционной работы осуществляется на диагностической основе, т. к. только после тщательного изучения особенностей психического развития, поведения, познавательной деятельности каждого конкретного ребенка можно планировать наиболее перспективные направления развития, а также осуществлять подбор наиболее эффективных для данного ребенка методов и приемов развития и обучения. Первичное обследование ребенок проходит на психолого-медико-педагогической комиссии, где определяется структура нарушения, выявляются уровни актуального и ближайшего развития. Учитель-дефектолог диагностическое обследование проводит в два этапа. Первый этап (сентябрь). В сентябре проводится обследование с целью выявления особенностей психического развития каждого ребенка, а также определения степени сформированности знаний, умений и навыков в объеме программы. Помимо этого собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаются микросоциальные условия воспитания в семье. На основе медицинского обследования выявляются особенности соматического состояния, функциональные нарушения со стороны центральной нервной системы. После анализа результатов планируется коррекционная работа. Второй этап (май). Цель - определить динамику развития и результаты работы за год, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. При необходимости возможно дополнительное обследование в середине учебного года с целью определения правильности выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы, внесения корректив в программу. Обработка результатов обследования требует количественно-качественного анализа. Прежде всего нас интересует качественный анализ, на основании которого заполняется "Карта индивидуального учета динамики развития ребенка с ОПФР". В "Карту" вносятся данные медицинского, психологического, логопедического, педагогического обследования. С целью обобщения наблюдений, количественной и качественной оценки составляется графическая "Карта". Целостный взгляд на ребенка позволяет глубже понимать динамику его развития. Учитель-дефектолог может оценить эффективность используемых им методов и увидеть, куда двигаться дальше. В основе методики лежит принцип семантического дифференциала, предложенный Ч. Осгудом (1972 год). Учитель-дефектолог ставит оценку от 0 до 10 баллов по следующим шкалам и подшкалам: 1. ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ:
- Мелкая моторика руки;
- Общая координация движений;
- Мимика.
2. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ СФЕРА:
- Восприятие цвета;
- Восприятие формы и величины;
- Ориентация в пространстве.
3. ОРИЕНТАЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ. 4. ЗМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА:
- Импульсивность - рефлексивность;
- Тревожность - спокойствие;
- Агрессивность - миролюбие;
- Положительная мотивация учебной и трудовой деятельности;
- Тенденция к самостоятельности;
- Тенденция к ответственности;
- Целенаправленность действий.
5. ВНИМАНИЕ:
- Концентрация;
- Устойчивость;
- Переключаемость.
6.ПАМЯТЬ:
- Способность к произвольному запоминанию;
- Механическая память;
- Скорость и прочность запоминания и пр.
7. МЫШЛЕНИЕ:. 8. РЕЧЬ:
- Понимание обращенной речи;
- Состояние звукопроизношения, фонематический СЛУХ;
- Состояние словаря;
- Грамматический строй речи;
- Связная речь.
9. ЧТЕНИЕ: 10. ПИСЬМО. 11. МАТЕМАТИКА. 12. КОММУНИКАТИВНОСТЬ (замкнутость - общительность). ПОРЯДОК ОЦЕНИВАНИЯ ПО ШКАЛАМ.
Баллы |
Оценочные уровни
|
От 0 до 2 баллов
|
Низкий уровень состояния и развития функции
|
От 3 до 5 баллов
|
Средний уровень состояния и развития функции
|
От 6 до 8 баллов
|
Высокий уровень состояния и развития функции
|
От 9 до 10 баллов
|
Очень высокий уровень состояния и развития функции
|
Каждая шкала разделена на четыре оценочных уровня. Переход с уровня на уровень может свидетельствовать о качественном скачке в развитии ребенка. Графический образец "Карты индивидуального учета динамики развития ребенка с особенностями психофизического развития на рисунке.
1. Психомоторное развитие. 2. Восприятие. Ориентация в пpocтpaнcmвe. 3. Ориентация во времени. 4. Эмоционально-волевая сфера. 5. Bнuмaниe. 6. Память. 7.Мышленuе. 8. Речь. 9. Чmeнuе. 10. Письмо. 11. Mameмamикa. 12. Kоммуникamивноcть.
|