Страница 7 из 24
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями психофизического развития в общеобразовательной школе в системе интегрированного обучения. УО "Шарковщинская государственная общеобразовательная средняя школа № 2"
Ребенок с особенностями психофизического развития в классном коллективе
Положение о консилиуме
Консилиум- это совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе, для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия на учащегося (воспитанника). Консилиум может рассматриваться как самостоятельная организационная форма методической работы педагогического коллектива со специфическим кругом диагностико-воспитательных задач. Смысл консилиума в интеграции педагогических и психологических и медицинских знаний. Консилиум создается на основании приказа руководителя образовательного учреждения. Руководство работой консилиума осуществляется Председателем консилиума (директором (заведующей) или заместителем директора (заведующей) учреждения). Цель консилиума: создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Задачи и функции консилиума:
- выявление характера и причин отклонений в поведении и обучении детей;
- консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций;
- составление и утверждение индивидуальных программ коррекционно-педагогического воздействия, оценка их эффективности;
- выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций для всех участников образовательного процесса с целью обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания.
Документация консилиума: приказ об организации консилиума на учебный год; положение о консилиуме УО; план работы консилиума на год, утвержденный руководителем учреждения; протоколы заседаний; представления специалистов на учащихся (воспитанников). Диагностическая функция консилиума включает в себя распознавание характера отклонений в поведении и обучении; изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе; выделение доминанты нравственного развития; определение потенциальных возможностей и способностей ребенка. Воспитательная функция консилиума включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда воспитательных мер, рекомендуемых воспитателям, классному руководителю, учителям-предметникам и т.д. Реабилитирующая функция предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия. При собеседовании с родителями педагоги стремятся повысить статус ребенка в глазах матери, отца, повысить ценность ребенка как члена семьи. Целенаправленно консилиум разрушает отрицательный стереотип ученика (воспитанника), сложившийся у классного руководителя (воспитателя) в результате длительных конфликтных отношений, помогает увидеть взрослому положительный потенциал нарушителя дисциплины. Порядок подготовки и проведения консилиума. Заседания консилиума могут проводиться планово и внепланово. Плановые консилиумы проводятся один раз в квартал. Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач: рассмотрение и утверждение планов психолого-педагогического сопровождения учащихся. Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов образовательного учреждения. Поводом для внепланового Консилиума является выяснение или возникновение новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка, отрицательная динамика развития. Задачами внепланового консилиума может являться решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам, изменение ранее принятой коррекционной программы или индивидуальной программы обучения в случае их неэффективности. Для повышения эффективности проводимой работы и повышения ответственности специалистов ребенку назначается ведущий специалист. Решением консилиума в качестве ведущего специалиста может быть назначен, в первую очередь, педагог класса (воспитатель группы), но может быть назначен и любой другой специалист, проводящий коррекционно-педагогическую работу. В функциональные обязанности ведущего специалиста входит коррекционно-педагогическая работа с ребенком, а также отслеживание проведения комплексных диагностических обследований и коррекционных мероприятий другими специалистами, право решающего голоса при предположении об образовательном маршруте, проведении повторных консилиумов. Представления специалистов на ребенка, нуждающегося в помощи, предъявляются председателю консилиума не позднее 10 дней до даты проведения консилиума. Рассмотрение проблем детей и подростков на консилиуме может, осуществляется по инициативе родителей (лиц, их заменяющих), педагогов класса, воспитателя группы детского сада, в котором находится или обучается ребенок, педагога-психолога, социального педагога, учителя-дефектолога. Обследование детей осуществляется с согласия родителей (законных представителей) и с последующим доведением до сведения родителей (лиц их заменяющих) решения консилиума. При несогласии родителей (законных представителей) с ними проводится психологическая работа по созданию адекватного понимания проблемы. Обследование ребенка проводится каждым специалистом консилиума индивидуально до совместного коллегиального заседания. На основании полученных данных (представлений специалистов) коллегиально составляется заключение консилиума и рекомендации о воспитании ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. Консилиум проводится под руководством председателя консилиума, а в его отсутствие - заместителя председателя консилиума. Секретарь оформляет протокол консилиума не позднее чем через 2 дня после его проведения. Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно-педагогической работы, утвержденные консилиумом, являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребенком.
Положение утверждено педагогическим советом школы от 29 августа 2006 года.
УО "Шарковщинская государственная общеобразовательная средняя школа № 2"
|